'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 2
  4. Научная статья № 64

Просмотры  75 просмотров

Олексюк А.Э.

  


ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена общая характеристика форм исследовательской работы с учащимися в школьном музее. Приведены ряд традиционных и нетрадиционных форм работы в школьном музее, которые предопределяют эффективность реализации исследовательской деятельности учащихся.   

Ключевые слова:
научно–исследовательская деятельность, проектная деятельность, формы исследовательской деятельности, школьный музей   


Музей – это институт социальной памяти, имеющий множество функций и удовлетворяющий потребности общества в отборе, сохранении и представлении культурных и природных объектов, которые считаются ценностями и должны быть изъяты из среды бытования и переданы из поколения в поколение в качестве музейных объектов. «Музейный бум» начался в XIX веке, когда различные педагогические школы достигли пика своего развития, и музей стал центром популяризации культурологических и педагогических идей. В этот период музейное дело начало бурно развиваться.В середине XIX века развитие исторической науки и урбанизированной культуры привело общество к осознанию того факта, что музеи являются наиболее приемлемой формой сохранения и передачи цивилизационного опыта. Эксперты считают, что музеи становятся как центрами популяризации знания, так и образовательно–исследовательскими центрами, играющими важную роль в передаче естественнонаучных ценностей. В результате формируется четкая музейная политика, направленная на передачу знания.В 2020 году были внесены изменения в закон «Об образовании», которые конкретизировали и расширили понятие «воспитание». Теперь воспитание рассматривается как деятельность, которая направлена на развитие личности обучающегося, создание условий для социализации и самоопределения, формирование социокультурных, духовно–нравственных ценностей, а также правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В рамках воспитания также важно формировать чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, а также к природе и окружающей среде [1].Примерная программа воспитательной деятельности была подготовлена и утверждена, и в настоящее время она включена в основную образовательную программу каждого образовательного учреждения [2]. Анализ данного документа показывает, что необходимо расширять и совершенствовать систему воспитания в школе, используя разнообразные формы, методы и ресурсы. Школьный музей может быть эффективной площадкой для воспитательной работы. Отношение к школьным музеям, их наполнению и роли в образовательном процессе менялось в России в разные исторические периоды.В каждом образовательном учреждении на современном этапе имеются школьные музеи или музейные уголки. Они выполняют несколько функций, таких как сохранение и систематизация предметов и документов, которые имеют историческую ценность. Кроме того, они занимаются обучением, воспитанием и социализацией учащихся, способствуя развитию их личности.В исследованиях, посвященных музейной педагогике, наиболее изучаемыми формами работы с учащимися являются традиционные образовательные форматы, такие как экскурсии, музейные уроки, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации. Большое внимание уделяется изучению методов и форм работы, однако активные и интерактивные педагогические методы в музейной работе с учащимися описаны недостаточно. Это противоречит содержанию музейно–педагогического процесса, который чаще всего основывается на экскурсионно–репродуктивной основе.В рамках компетентностного и системно–деятельностного подходов, активность и творческий потенциал школьника являются необходимыми, поэтому недостаточна разработка, научно–теоретическое обоснование и практическая апробация эффективных методов и средств музейной педагогики. Новые образовательные условия предполагают включение элементов музейных педагогических программ в воспитательные программы школ, а также использование активных методов, таких как проектная и исследовательская деятельность, проблемное обучение и игровые технологии.Экскурсии, лекции и классные часы – традиционные формы работы в школьном музее. Несмотря на то, что они являются пассивными, педагоги все еще оценивают их значимость и популярность. Музейная педагогика предлагает новые технологии, которые могут обогатить содержание этих форм традиционной деятельности. Например, можно использовать современные фотографии, видео или мультимедийные технологии. Однако, экскурсия остается одной из основных форм работы музея [3].Для достижения эффективности музейно–экскурсионной деятельности важно не только найти нестандартные формы и приемы организации экскурсий, но и изменить подход к предложению информации. Вместо типовых текстов экскурсий, которые предлагают руководители музеев, можно предложить школьникам экскурсию, включающую элементы исследовательской работы. Такой подход позволит ученикам более глубоко изучать музейные предметы и получить более полное представление о них.В современном обществе сложные процессы, связанные с девальвацией исторического прошлого, разрушением культурных и национальных традиций, оказывают негативное влияние на характер ценностных ориентаций подрастающего поколения. Подобное положение дел вызывает беспокойство и важно научить школьника любить родину, с уважением относиться к ее историческому прошлому, самобытной культуре. Для современной школы передана задача воспитания творческой личности, обладающей национальным самосознанием и достоинством, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности. Изучение истории своего народа, его истоков, духа, многовекового опыта и традиций является главным средством достижения данной цели.Многих учителей сейчас волнуют вопросы о том, как научить юное поколение любить свою большую и малую родину, уважать русскую самобытную культуру и беречь лучшие традиции своего народа [4].Музей придает большое значение исследовательской деятельности школьников, которая основывается на методах исторического исследования, непосредственного наблюдения и самостоятельного поиска нового, неизвестного материала. Главным принципом такой работы является обучение путем открытий. В рамках школьного краеведения существует несколько направлений исследования истории и культуры, таких как географическое, историческое, литературное, природоведческое, экологическое и другие [5].Использование школьного музея для исследовательской деятельности является актуальным вопросом педагогической практики. Это создает условия для осознания исторического единства народов, развития патриотизма и гражданственности, осознания своей идентичности, приверженности ценностям, интересам своей Родины – России, согласно заключению Л. В. Алексеевой, не менее значимыми становятся усилия и инициатива обучающихся в поисковой деятельности при открытии знания, а не только приобретении готовых знаний [6].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Олексюк А.Э. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 395 - 400. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14388 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14388



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.