'
Перминева М.Д., Волосникова Л.М.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
педагогические кадры являются одними из главных ресурсов в образовании. Именно они занимаются передачей знаний, умений и навыков следующему поколению применяя инновационные технологии в комплексе с традиционными методиками. Педагоги, являясь по своей сути, наставниками для школьников, должны также развиваться и идти в ногу со временем. Создание условий для профессионального развития педагогов, непосредственно на рабочем месте, является важным направлением в постоянной трансформации образования. Примером таких условий является материально-техническое оснащение, материальное и нематериальное поощрение, наличие в организации кадров высокого уровня профессионализма для возможности перенятия опыта. В статье представлено теоретическое обоснование необходимости создания условий на рабочем месте для профессионального развития педагогов, как одного из основных компонентов общего образования. Также, сделан вывод о том, что созданная система условий профессионального развития педагогов позволит руководству общеобразовательной организации повысить эффективность и мобильность работы у педагогов и минимизирует затраты других ресурсов на подготовку.
Ключевые слова:
условия, профессиональное развитие, педагог, методы обучения, управление профессиональным развитием
С каждым годом в стране и в мире все больше говориться о необходимости самообразования, саморазвития и самоопределении как в профессиональном направлении, так и в личностном. Педагоги не стали исключением из данной тенденции. Они так же заинтересованы в личностно-профессиональном развитии для достижения больших успехов в работе с учениками и коллегами. Но заинтересованности педагога недостаточно для этого, важно чтобы администрация общеобразовательной организации так же создавала условия для развития педагогического коллектива, поскольку они выступают средообразующим компонентом. В отечественной науке вопросом профессионального развития педагогов занимались Е.П. Белозерцева, В.В. Давыдова, З.З. Кирикова, Е.А. Крюкова, С.Д. Полякова, Б.Г. Ананьева, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.В. Брушлинский, А.В. Толстых. В зарубежной же литературе этот аспект рассматривали Д. Сьюпер, Е. Шеин, Д. Холланд, Р. Дэвис, И. Майерс – Бригс, Дж. Оттосон [4]. Если сравнивать системы профессионального развития педагогов зарубежом и в России, то можно сделать вывод о том, что в нашей стране она еще не до конца сложилась, а только развивается и набирает обороты. Но при этом, государство создает множество проектов и законодательных актов для создания условий профессионального роста и развития педагогов. Так, 2023 год стал годом педагога и наставника, в котором проходило множество мероприятий, посвященных развитию педагогической деятельности, обмену опытом, а также созданию новых идей и выявлению существующих проблем в образовании [4]. Такие мероприятия позволили наметить примерную схему взаимосвязей педагогического коллектива и их потребностей в профессиональном развитии. Данная взаимосвязь представлена на рисунке 1.Рисунок 1. Схема взаимосвязи педагогических работников и их потребностей в профессиональном развитии.С теоретической точки зрения, следует выделить основные подходы к созданию условий для профессионального развития педагогов. А именно: экономический, социолого – управленческий, психологический [8].Экономический подход рассматривает создание системы условий профессионального развития педагога в образовательной организации с точки зрения сокращения затрат как финансовых, так и временных. Создание условий для развития педагогических кадров внутри рабочего процесса позволяет повысить экономическую конкурентоспособность организации, не прекращая основную профессиональную деятельность сотрудника и не отрывая его от работы. Так же, налаженная система профессионального развития позволяет сократить время освоения или проработки определенных навыков необходимых для работы [8].Социолого-управленческий подход рассматривает данный вопрос со стороны мотивации сотрудника и развития его дальнейшей карьеры. Цель данного подхода — это разработка управленческих методов и подходов с целью повышения мотивации и интереса у педагогических работников профессионально развиваться в условиях собственной общеобразовательной организации. Иными словами, помочь педагогу увидеть в месте работы площадку для получения новых, развития и совершенствования уже имеющихся навыков [8].Психологический подход нужен для анализа, в первую очередь, личностных проблем педагогов, влияющих на его профессиональное развитие. Оценка психологического состояния сотрудника позволит скорректировать его маршрут развития, а также предотвратит такие явления как «профессиональное выгорание», «профессиональная деформация», «кризис профессионального становления», что непосредственно отражается на качестве работы. Важное свойство личности – это сохранение потенциала развития, который в свою очередь является резервом для продуктивности в профессиональной сфере [8].По мнению исследователей, все эти подходы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Если мы говорим о становлении продуктивной системы профессионального развития педагогов внутри общеобразовательной организации, то не стоит пренебрегать ни одним из подходов, описанных выше. Важно придерживаться целостности и комплексности. Краткое описание основных аспектов комплексного подхода к профессиональному развитию педагога с выводами представлено на рисунке 2.Рисунок 2. Аспекты профессионального развития педагогов.Применение комплексного подхода к профессиональному развитию педагога определяет основные задачи для развития данной системы в общеобразовательной организации. Задачи развития системы – это конкретные действия и мероприятия со стороны управленческого состава организации, при реализации которых будет достигаться основная цель, а именно, развитие профессиональных компетенций у педагогов внутри общеобразовательной организации. Так как задачи носят прикладной характер, то и формулировать их нужно строго под конкретную организацию опираясь на ее специфические характеристики. При создании условий для профессионального развития учителей, важно помнить про пять основных направлений выделенных И.М. Кондаковой и А.В.Сухаревым [1, 2].Первое – дифференциально-диагностическое. Данное направление придерживается принципа, что каждый человек имеет определенный набор профессиональных качеств, которые подходят к профессии, которые можно адаптировать к определенной профессии и те, которые абсолютно не подходят к профессии. Все это помогает получить определенное представление об индивиде, как о работнике, что позволит подстраивать условия под него [1, 2].Второе – психодинамическое направление. Здесь раскрывается суть мотивации к той или иной деятельности. У каждого желания или отсутствия к развитию есть своя природа и потребность. Зная ее, в процессе профессиональной деятельности можно прийти к определенной сублимации [1, 2]. Третье – теория решений. Согласно данному направлению, профессиональное развитие представляет собой постоянный процесс принятия решений, а так же постоянный анализ имеющихся альтернатив, сравнения их между собой. Это позволяет педагогу выбирать, какой метод и способ из сложившихся условий ему наиболее подходит для развития [1, 2].Четвертое – теория развития. На этом этапе особую важность приобретает практико-ориентированный характер деятельности. Задачей руководства общеобразовательной организации является донесение до педагога, как реализовывать в работе и дальнейшем самообразовании уже полученные умения и навыки, а также создать условия для применения данных способностей. Без подкрепления полученных навыков они утрачиваются, а мотивация к дальнейшему профессиональному росту утрачивается [1, 2].Пятое – типологическое направление. Профессиональное развитие понимается как процесс, состоящий из взаимосвязанных действий: сначала определяются собственные интересы и возможности, далее оценивается среда, может ли она дать нам необходимые ресурсы для удовлетворения возникшей потребности, и затем индивид соотносит собственный уровень развития интеллекта и самооценки с тем, что предлагает среда. Весь этот процесс помогает накопить нужный опыт в работе, совершенствовать его, а также дополнять новым [1, 2].С целью эффективного управления следует постоянно анализировать данные направления для поддержания комплексного подхода в профессиональном развитии педагога [9, 11].При поступательном и постоянном характере создаваемой системы будет возможным ее функционирование по необходимым параметрам отвечающим главным целям – профессиональное и личностное развитие педагога и создание ему для это необходимых условий [9, 11].Большинство современных школ стараются создавать определенную развивающую среду для учеников, и лишь единицы создают ее для педагогов. Считается, что педагог сам должен пользоваться предложенными ресурсами и подстраивать их уже под существующую систему условий для развития. Но как показывает практика, это не совсем практично и действенно [9, 11].Мы понимаем, что существует масса факторов связанных с профессиональным развитием педагогов и не все из них педагог в состоянии преодолеть сам. Многие или не понимают, как это сделать или в процессе опускают руки. Все это влияет на внутреннюю мотивацию к работе, к желанию участвовать в профессиональных конкурсах и форумах, и как следствие снижает конкурентоспособность школы в условиях глобальных трансформационных процессов в образовании [9, 10].Исходя из этого, определение конкретных шагов по созданию оптимальных условий для развития профессиональных навыков педагогов в общеобразовательной организации поможет руководству достигать определенных показателей в обучении детей. Так как процесс профессионального развития педагогов тесно связан с результативным обучением учащихся. [9, 10, 11].Но, как и у любой программы развития, перестройка существующих условий для профессионального развития педагогов, имеет свои преимущества и недостатки. Примеры приведены в рисунке 3.Таким образом, оценивая все возможные преимущества и риски, управленческий состав образовательной организации может решить для себя насколько рентабельно создавать и применять у себя систему условий для профессионального развития педагогов [7, 9].Безусловно, организация самостоятельно выбирает, какой из методов и подходов ей наиболее подходит для развития самого предприятия и работающих в ней педагогов.Рисунок 3. Преимущества и недостатки создания условий для профессионального развития педагогов в организации.Таким образом, создание и внедрение системы условий профессионального развития педагогов – это инициатива управленческих кадров для достижения взаимовыгодных результатов и решения сложившихся проблем. Может включать в себя как планы развития, так и другие меры, которые организация применяет для постоянного повышения уровня удовлетворенности собственных потребностей и потребностей педагогов [7, 9, 11].Создание условий для профессионального развития педагогов является долгосрочным и перспективным направлением для большинства общеобразовательных организаций, что требует постоянного мониторинга для качественной оценки действенности системы [6, 7].Подводя итог, управление профессиональным развитием педагога внутри организации – это сложный, неоднозначный процесс, который не всегда приводит к ожидаемым результатом, и который требует постоянных корректировок, как по объективным, так и по субъективным причинам. Но несомненным преимуществом является то, что создание определенных условий для «роста» педагогов в организации, в первую очередь, развивает саму организацию.Профессиональное развитие педагогов всегда подвижно, индивидуально, позволяет подходить нестандартно, а также получать четкую обратную связь от педагогического коллектива.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Перминева М.Д., Волосникова Л.М. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 415 - 424. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14391 (дата обращения: 23.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*