'
Черкашина А.Ю.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ *
Аннотация:
актуальность статьи определяет тот факт, что в настоящее время отмечается рост правонарушений несовершеннолетних, в том числе и тех, что проживают в сельской местности. Статья посвящена организации работы общеобразовательных учреждений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в сельской местности Объектом исследования является комплекс мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних, проживающих в сельской местности, проводимый общеобразовательными организациями.
Ключевые слова:
образование на селе, сельское образование, профилактика правонарушений
Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, проживающих в сельской местности, реализуется через организацию воспитательно-профилактической работы, мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.), включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д, организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций различного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся, привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения обучающихся.В целях обеспечения качества образовательной деятельности и с учетом индивидуальной направленности в образовательных организациях реализуются воспитательные программы и методики, соответствующие требованиям Федерального закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в качестве формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Закона № 120-ФЗ.Выявление причин совершения несовершеннолетними правонарушений осуществляется через социально-педагогический мониторинг. Для проведения социально-педагогического анализа (мониторинга) по выявлению причин совершенного правонарушения (преступления) несовершеннолетних в образовательной организации создается комиссия, в которую входит специалисты комитетов образования, директор школы, заместитель директора по учебно - воспитательной, социальный педагог, психолог. Комиссия проверяет и анализирует документы на обучающегося, совершившего преступление, и выносит заключение о причинах, приведших несовершеннолетнего к совершению преступления. Рассматриваются следующие документы:•информация об отклоняющемся поведении и правонарушениях обучающегося, поступившая в общеобразовательное учреждение из различных организаций (Отдел по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.), а также докладные на имя директора школы от классного руководителя, учителей-предметников, других сотрудников школы,•протоколы, акты и распоряжения администрации о мерах, принимаемых к обучающемуся по фактам отклоняющегося поведения и правонарушения (проведение бесед, обсуждение на заседаниях Совета профилактики, педсоветов, вынесение выговоров обучающемуся в школе, направление представлений в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация работы с родителями, организация досуга обучающегося и т.д.),•документы, в которых зафиксированы факты помощи, которая оказывалась несовершеннолетнему со стороны школы, если в этом была необходимость,•заключения и акты по контролю о результативности принимаемых мер,•подробная характеристика на обучающегося (учеба, внеурочная деятельность, характеристика психического и физического развития, поведенческих особенностей, взаимоотношения с учителями, сверстниками, особенности характера, ситуация в семье, характеристика родителей, их отношение к воспитанию ребенка).По окончании социально-педагогического мониторинга составляется справка, в которой намечаются предполагаемые меры, необходимые для исправления социальной и психологической реабилитации несовершеннолетнего.Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних ведется в рамках межведомственного взаимодействия (структуру по профилактике представляют: образовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы прокуратуры, отделы культуры, спорта, служба здравоохранения, центр занятости населения и т.д.). В комитетах образования и в образовательных организациях создается банк данных детей, состоящих на всех видах профилактического учета и семей, находящихся в социально опасном положении, который ежеквартально обновляются, так же обновляется банк данных детей, не посещающих школу или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. В образовательных учреждениях ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики, на которых рассматриваются представления о постановке на внутришкольный учет, оказывается консультативная помощь родителям в воспитании детей, обсуждаются результаты работы классных руководителей с детьми «группы риска». Отчет о результатах деятельности Совета профилактики заслушивается на совещаниях при директоре, материалы результатов деятельности входят в общий анализ деятельности школы за учебный год. В общеобразовательных учреждениях функционирует институт Уполномоченных по правам ребенка, социально – психологические службы, которые на выявляют семьи и детей группы социального риска. В каждом учреждении на школьном стенде для обучающихся и их родителей имеется информация о службах экстренной психологической помощи, детский телефон доверия. Общеобразовательные учреждения в системе применяют практику консилиумов, разработку индивидуальных реабилитационных программ, при этом работа осуществляется совместно с правоохранительными органами: правовая пропаганда среди обучающихся и родителей, проведение «Дней профилактики», профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями, проведение кинолекториев, рейды в места отдыха и скопления молодежи в дневное и ночное время с привлечением работников прокуратуры и сотрудников уголовно-исполнительной инспекции с целью предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Традиционно в общеобразовательных учреждениях проводятся Месячники правового просвещения, которые ежегодно становятся более содержательными, разнообразными по тематике. Организация досуга, работы кружков, спортивных секций является одним из направлений предупреждения правонарушений. Любительские объединения, кружки художественной самодеятельности, декоративно-прикладного, технического творчества ежегодно увеличивают охват обучающихся. В учреждениях дополнительного образования создается необходимая нормативно-правовая база, мониторинг личностных достижений обучающихся, совершенствуется критериальный подход к отслеживанию результатов деятельности педагогов, изучается спрос детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.Однако, существует ряд факторов, влияющих на преступность несовершеннолетних в сельской местности. Приобретает массовый характер уклонение детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. В тоже же время имеют большое влияние на характер несовершеннолетнего неудовлетворительные условия воспитания и проживания детей в семье. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях благоприятствует правильному развитию личности.Потребность общества в предупреждении правонарушений несовершеннолетних непосредственно связана с общими тенденциями социального развития сельской местности. Наряду с реализацией мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних на общесоциальном уровне, перспективным представляется развитие и рационализация организационных основ предупреждения правонарушений несовершеннолетних, интенсивное использование в сельской местности потенциала сельских общеобразовательных школ как единственного субъекта системы профилактики, максимально приближенного к месту жительства несовершеннолетнего, методическое обеспечение деятельности органов и учреждений системы профилактики.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Черкашина А.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 441 - 447. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14395 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*