'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 2
  4. Научная статья № 73

Просмотры  100 просмотров

Щербакова О.П.

  


ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
статья анализирует применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования. Дистанционное образование позволяет студентам гибко управлять своим обучением и доступом к информации, что особенно важно в условиях стремительно меняющегося профессионального мира. Статья рассматривает как изменения в методах и технологиях обучения способствуют обновлению знаний и навыков, а также какие преимущества и вызовы сопровождают этот процесс. Важное место занимает изучение взаимодействия между студентами и преподавателями в виртуальной среде, что требует от последних новых подходов к обучению и коммуникации. Результаты исследования подчеркивают потенциал дистанционных технологий в увеличении доступности и качества образовательных услуг.   

Ключевые слова:
дистанционное образование, дополнительное образование, профессиональное образование, образование, обучение, цифровые технологии   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-574-454-465

Введение. Дистанционное обучение занимает значимое место в современной образовательной системы, обеспечивая эффективную адаптацию к изменяющимся требованиям и потребностям. В контексте реализации дополнительных профессиональных программ, оно открывает простор для гибкого управления учебным процессом и стимулирует самостоятельный интеллектуальный поиск у обучающихся. Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс сталкивается с необходимостью преодоления цифрового разрыва, который разделяет преподавателей и студентов. Преподаватели, зачастую не имеющие глубокого погружения в цифровую среду, сталкиваются с вызовом адаптации к ожиданиям студентов, которых Т.М. Шкапенко описывает как "коренное цифровое поколение". Эта диспропорция между традиционными академическими подходами и предпочтениями современных студентов к мультимедийным форматам информации подчеркивает необходимость активизации участия преподавателей в онлайн-обучении.Традиционно, дистанционное обучение воспринимается как процесс обмена учебными материалами между участниками, находящимися на расстоянии. Студенты взаимодействуют с лекциями и заданиями для освоения материала, в то время как преподаватели направляют и оценивают их усвоение знаний. Однако, подобный подход оказывается несостоятельным для целей профессиональной переподготовки, требующей более динамичного и взаимодейственного образовательного процесса [1].Материалы и методы. В современном мире учебные заведения, специализирующиеся на дополнительном профессиональном образовании, сталкиваются с необходимостью интеграции множества, порой взаимопротиворечивых, факторов, определяющих их способность к применению дистанционных образовательных технологий. Это включает в себя адаптацию к потребностям общества, требованиям работодателей и индивидуальным запросам слушателей, что предполагает:Улучшение качества образовательного процесса,Расширение практики использования компьютерного моделирования и экспериментов для виртуализации профессиональных процессов,Модульное структурирование программ переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающее гибкость обучения,Формирование у слушателей принципов самостоятельности и ответственности, возможности следовать индивидуализированному графику обучения.Дистанционные образовательные технологии, согласно Федеральному закону РФ "Об образовании", определяются как методы, преимущественно основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые предполагают как непосредственное, так и опосредованное взаимодействие между преподавателем и студентом. Они включают в себя самостоятельное изучение материалов на расстоянии, модульную организацию курсов, ориентацию на практическую деятельность обучаемых и развитие системы оценки на основе взаимодействия со студентами и коллегами.К сожалению, текущее применение дистанционных технологий склоняется к инструментальному подходу, где они выступают как средство для расширения информационного пространства и унификации методов передачи знаний, не всегда соответствуя идеалам качественного и доступного образования. Такое использование не только сужает возможности дистанционного обучения, но и упускает из виду его потенциал для обеспечения гибкости и индивидуализации образовательного процесса.Способность учебных заведений эффективно интегрировать дистанционные технологии зависит не только от их структурной и технологической подготовленности, но и от характеристик слушателей. Важно учитывать статусные особенности, профессиональный опыт и личные предпочтения слушателей, которые могут значительно варьироваться и влиять на их вовлеченность в образовательный процесс.В то время как доступность информационных ресурсов и технологий расширяется, предпочтения слушателей смещаются в сторону электронных учебных материалов и баз данных, доступных онлайн. Это требует от учебных заведений не только обеспечения технической инфраструктуры, но и создания условий для развития информационной культуры и компетенций среди слушателей. [2,3].1. Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования. Дистанционное обучение ставит своей прерогативой обеспечение студентам условий для получения образования в режиме добровольного выбора учебного заведения, независимо от их географического расположения. Это направление нацелено на улучшение образовательных стандартов через максимизацию потенциала профессорско-преподавательского состава, гарантируя при этом доступность непрерывного и разнообразного образовательного процесса. Следовательно, главной задачей является сплочение академического сообщества.В эпоху глобализации и технологического прогресса дистанционное образование занимает всё более ведущие позиции в структуре обучения на различных уровнях. Это объясняется возможностью дистанционного образования обеспечить студентам доступ к качественному обучению независимо от их географического положения, способствуя тем самым их личностному и профессиональному развитию. Важность дистанционного образования возрастает также благодаря его способности развивать навыки критического мышления, самостоятельного поиска информации и применения полученных знаний для решения практических задач.В условиях современного высшего образования наблюдается трансформация роли преподавателя: от источника знаний к наставнику, ориентированному на поддержку самостоятельного поиска и анализа информации студентами. Эта трансформация сопровождается интеграцией инновационных информационных технологий, что способствует активизации учебного процесса и повышению мотивации студентов к самообразованию.Главная цель преподавателя в таком контексте заключается в стимулировании активной учебной деятельности студентов на всех этапах обучения, в том числе через пробуждение интереса к познанию и самостоятельному приобретению знаний [4].Динамика социально-экономического развития и быстрое обновление технологий ведут к необходимости постоянного обновления профессиональных знаний и умений, что подчеркивает значимость дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в рамках непрерывного образовательного процесса.Развитие информационно-коммуникационных технологий и формирование единой информационной образовательной среды представляют собой ключевые направления в обеспечении доступности и качества дистанционного образования. Важным аспектом является создание системы непрерывного обновления знаний и умений преподавателей, включая разработку учебно-методических материалов и методов обучения, соответствующих современным требованиям и стандартам.В контексте дистанционного обучения особенно акцентируется значимость электронных учебных материалов и систем управления обучением, которые должны обеспечивать эффективное взаимодействие между студентом и преподавателем, а также адаптивность к индивидуальным особенностям и потребностям студентов.Преподаватель, работающий в условиях дистанционного образования, сталкивается с необходимостью адаптироваться к новым ролям и функциям, что включает в себя организацию обучения в виртуальной среде, разработку и корректировку учебных программ, консультирование студентов и управление образовательными проектами. Важно подчеркнуть, что в дистанционном образовании приобретает особое значение не только технологическая подготовленность преподавателя, но и его способность к эффективному педагогическому взаимодействию в условиях виртуальной коммуникации [5,6]. Процесс обучения в рамках дополнительного профессионального образования на дистанционной основе инициируется с выбора образовательного учреждения, что предполагает оставление заявления на официальном сайте выбранного института. В ответном сообщении кандидат получает исчерпывающую информацию о критериях приема, необходимых документах, которые следует заполнить, отсканировать и направить через электронную почту, а также инструкции касательно процесса обучения по избранной программе. Образовательные учреждения предоставляют возможность задавать вопросы относительно зачисления посредством телефонной связи, при этом электронные заявления принимаются непрерывно, в то время как диалог с представителем возможен только в установленные рабочие часы. Структурно организация дистанционного обучения отражена на рисунке 1. Рис.1. Пример структурной организации дистанционного электронного обучения [8].В процессе обучения студенты получают теоретические материалы, доступ к электронной библиотеке, участвуют в вебинарах (прямой трансляции или записи), общаются с преподавателями посредством переписки или видеосвязи, а также принимают участие в онлайн-конференциях и дискуссиях. Каждый учащийся обязан выполнять практические задания и сдавать промежуточные тесты в установленные сроки. Иные технологии отражены на рисунке 2.Рис.2. Технологии дистанционного обучения [9].Через личный аккаунт на портале образовательного учреждения слушатели имеют неограниченный доступ к всему комплексу учебных материалов, включая учебники, методические рекомендации к выполнению лабораторных и контрольных работ, а также советы преподавателей по изучению сложных тем. Конечная аттестация каждого модуля предусматривает выполнение контрольного задания, при этом в случае неудовлетворительного результата предоставляется возможность пересдачи.Образовательные учреждения самостоятельно устанавливают форму и процедуру итоговой аттестации, которая может представлять собой тестирование, подготовку реферата, курсовой или дипломный проект, при этом особое внимание уделяется подтверждению личности экзаменуемого. Все детали, касающиеся порядка, условий и сроков проведения аттестационных испытаний, доводятся до сведения курсантов в момент зачисления [7].2.Преимущества и недостатки К преимуществам можно отнести:Экономическую эффективность, поскольку исключаются расходы на командировки, а также предоставляется возможность обучаться, не отрываясь от работы.Универсальный доступ. Обучение доступно вне зависимости от местоположения и времени, благодаря цифровым образовательным ресурсам.Индивидуализация темпа обучения.: Каждый ученик может самостоятельно регулировать скорость обучения с учетом личных потребностей.Мобильность: Обеспечивается оперативная обратная связь между преподавателем и студентом.Технологичность: В процессе обучения активно используются последние достижения в области информационных и коммуникационных технологий.Особое значение имеет возможность обучения без привязки к конкретному месту и времени, что критически важно для людей с ограниченными возможностями, подчеркивая принципы справедливости и равных прав в образовании.Тем не менее, структура и организация дистанционного образования в сфере дополнительного профессионального обучения еще не достигли оптимальной упорядоченности. Различие в ценовой политике и подходах к обучению свидетельствует о недостаточной стандартизации и встречающихся разногласиях. Проблематика не столько касается самой технологии, сколько отношения к ней: многие решения остаются предвзятыми из-за устаревшего опыта образования.Важно осознавать, что несмотря на преимущества, такие как экономия времени и средств, реальная стоимость дистанционного образования включает затраты на преподавательский состав, разработку учебных материалов, поддержание систем управления обучением и другие ресурсы, что может существенно сокращать потенциальные экономические выгоды.Эффективность дистанционного образования в России, учитывая географические и инфраструктурные особенности, требует постоянной доступности техподдержки и активного участия тьюторов, что предполагает значительные затраты. В этом контексте централизация и массовость могут служить ключевыми факторами успеха дистанционного дополнительного профессионального образования.В контексте дистанционного образования (ДО), помимо основного оборудования, такого как компьютерные системы и сети для передачи данных, применяются дополнительные технологические средства. В частности, для эффективного проведения телеконференций и вебинаров требуется использование интерактивных видеосистем, систем для качественной записи звука, проекционных установок с высококонтрастными экранами и короткофокусными проекторами. Эти компоненты объединяются в учебные мультимедиа-комплексы (УМК), обеспечивая комплексный подход к дистанционному обучению. Однако высокая стоимость такого оборудования ограничивает его широкое распространение, поскольку не все участники образовательного процесса могут позволить себе аналогичное технологическое оснащение, что приводит к техническим трудностям и потере времени во время обучающих сессий.Существенным недостатком дистанционных форм образования является ограниченность возможностей для организации практических занятий на удаленной основе. Решением этой проблемы стало создание симуляторов для воспроизведения практических ситуаций, аналогично авиационным тренажерам, используемым в подготовке пилотов. Несмотря на успешный опыт применения таких технологий в различных сферах, стоит отметить, что разработка и эксплуатация высокоэффективных симуляторов связана с значительными финансовыми вложениями и техническими сложностями (рис.3.).Рис.3. Классификация проблем и ограничений ДО [8].Таким образом, эффективное использование дистанционных образовательных технологий немыслимо без развития у обучающихся таких качеств, как сильная мотивация, умение грамотно распределять свое время и способность к самоконтролю. Для поддержания и развития данных качеств необходимо вовлечение близкого окружения студента, включая семью и коллег, а также наличие живого интереса к цифровым технологиям и их приложениям в образовательном процессе [8].Заключение:Таким образом была подтверждена значимость интеграции дистанционных образовательных технологий в систему дополнительного профессионального образования. Оно показало, что правильное применение этих технологий не только повышает качество обучения и делает его более доступным для широкой аудитории, но и способствует развитию критического мышления, самостоятельности и профессиональной гибкости обучающихся. Однако для достижения этих результатов необходимо учитывать как технологическую подготовку учебных заведений, так и мотивацию и готовность студентов к самостоятельному обучению. Переход к дистанционным методикам требует существенных изменений в подходах к образованию и во взаимодействии внутри образовательной среды.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Щербакова О.П. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 454 - 465. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14397 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14397



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.