'
Зенин Д.И.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ *
Аннотация:
в статье рассматривается теоретический анализ исследования влияния свойств личности и индивидуальных особенностей на социально-психологическую адаптацию студентов.
Ключевые слова:
адаптация, социально-психологическая адаптация студентов, направленность личности
Проблема адаптации в процессе учебно - профессиональной подготовки квалифицированного специалиста занимает одно из ведущих мест в системе психологических исследований. Проблему социально-психологической адаптации студентов изучали такие ученые, как Л. И. Забара, С.Б. Перевозкин, А.С.Тишкова, А.А. Безуглова, А. М. Кулакова, Т. В. Алексеенко, О. П. Лимаренко.Процесс адаптации студентов первого курса подразумевает приспособление к условиям к новой среды и рассматривается как комплексный. Исследования показывают, что «от уровня и скорости адаптации студентов к вузу зависит успешность их обучения, формирование профессиональных компетенций, социальная продуктивность и в целом развитие личности на данном этапе онтогенеза.» [5, 186].Студенту необходимо адаптироваться к новым условиям жизни и обучения, к новой среде, как образовательной, так и социальной. Очень важно построить отношения с одногруппниками, освоить новые социальные роли и включиться в новые референтные группы.По мнению С.Б. Перевозкина, «адаптации включает не только изменения в социальном статусе личности, но и в системе взаимоотношений, установок и представлений о социальных ролях, релевантных условиям образовательного пространства» [9, 201]. Весомое влияние на процесс адаптации студентов в вузе оказывают свойства личности и индивидуальные особенности студентов.А.С. Тишкова считает, что «Психологический аспект адаптации зависит от адаптивных процессов и психологических особенностей личности, а социальный аспект способствует усвоению социальной значимости индивидуальной деятельности и выработке практических навыков в коммуникативной сфере.» [14, 310]. Принятие нового социального статуса индивида предопределяет основу социально-психологического аспекта адаптации.Безуглова, А. А. рассматривает социально-психологическую адаптацию как «целостный системный процесс, сопровождающий взаимодействие человека со средой, одним из базовых элементов успешности которого являются конструктивные стратегии совладания с трудными ситуациями;» [3, 200]. Совладающее поведение способствует эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Поэтому необходимо учитывать системные характеристики личности и разные стратегии совладающего поведения.Высоким уровнем адаптивности, отличаются лица с развитой стрессоустойчивостью, которые используют конструктивные способы поведения. По мнению Л. И. Забара на адаптацию студентов большое влияние оказывают применяемые копинг-стратегии. Наиболее часто студенты предпочитают такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки и принятие ответственности.А. М. Кулакова считает, что на адаптацию личности влияет ответственное отношение за собственное развитие. По мнению автора, в «концептуальном подходе адаптированность понимается, как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций.» [6, 427]. Адаптация проходит более благоприятно, когда личность адекватно оценивает самого себя, свою социальную компетенцию, гибкость и личную активность, и также окружающую обстановку. Т. В Алексеенко и Л.Г. Подколзина рассматривают жизнестойкость как важный ресурс личности, который напрямую влияет на процессы социально- психологической адаптации. Студенты с высоким уровнем жизнестойкости быстрее адаптируются к новым условиям, а стресс воспринимают как возможности для личностного роста и получение ценного жизненного опыта, который сделает их лучше. Психологические проблемы личности студента приводят к трудностям в адаптации, саморегуляции в условиях образовательной интеграции. Проблема направленности личности является одной из основных в изучении личности. Лимаренко О.П. считает, что направленность личности определяет систему отношений, ценностей, определяет линии поведения и особенности взаимодействия с другими людьми. По мнению автора, направленность личности включает в себя множество компонентов «мотивационно – потребностной сферы личности, проявляющейся в ее интересах, ценностях, избирательности поведения, «внутренней позиции». [16, 543].Также автор полагает, что на успешную адаптацию влияеют и другие особенности личности, такие как личностные ценности, мотивация успеха и стремление к цели. И их взаимосвязь с направленностью личности.Ю. А. Полещук считает основой профессиональной адаптации и важнейшим фактором профессионального самоопределения выступает профессиональная направленность личности. И рассматривает ее как критерий освоения профессии и закрепления в ней.Развитие профессиональной направленности личности и организация психологического сопровождения во время подготовки специалистов направляет студентов на построение успешной карьерыПо мнению Алексеенко Т. В. эмоциональная направленность личности студента оказывает влияние на жизнестойкость студентов, достижение ими поставленных целей, способность принимать риск, находить смысл жизни в трудные моменты. В целом «эмоциональная направленность студентов может активизировать у них поиск смысла жизни, а компоненты жизнестойкости позволяют стремиться к его достижению, что вызывает «ценные» переживания, содержащиеся в структуре эмоциональной направленности» [12, 20]. Что указывает на то, что эмоциональная направленность студентов оказывает положительное влияние на адаптацию студентов.Анализ направленность личности студента и его психологических особенностей, темперамента, способностей, мотивов, интересов, самосознания, дает основу в выявлении возможности самореализации и самоопределения в условиях обучения в вузе.Знание психологических особенностей личности студента и развития его направленности личности - способностей, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания - позволяет выявить реальные возможности профессионального самоопределения, самореализации, в условиях современного обучения в высшей школе.Влияние разных типов направленности личности (эмоциональной, учебно-профессиональной, смысложизненной) на социально-психологическую адаптацию студентов изучено недостаточно. Поэтому необходимо провести исследование, чтобы выявить особенности социально–психологической адаптации студентов с разной направленностью личности.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Зенин Д.И. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 534 - 539. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14410 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*