'
Слотина Я.А.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ *
Аннотация:
статья посвящена проблеме импортозамещения программного обеспечения в судебной экспертизе. В ней рассматривается необходимость замены иностранного программного обеспечения отечественными аналогами в рамках проведения судебных экспертиз. Автор анализирует основные причины, механизмы и последствия замены импортного программного обеспечения отечественными разработками.
Ключевые слова:
судебная экспертиза, импортозамещение, отечественное ПО, автоматизированное рабочее место эксперта, цифровизация
Цифровизация все более интегрируется в работу судебного эксперта, способствует развитию научно-технической базы исследований. Увеличение объема информации и разнообразие задач, которые решаются экспертом, в связи с увеличением числа проводимых исследований, требует широкого внедрения цифровых технологий в профессиональную практику экспертов. Это позволяет автоматизировать и ускорить стандартные операции, снизить вероятность экспертных ошибок и поднять экспертную деятельность на новый уровень. Уже сегодня в экспертной практике активно используются автоматизированные рабочие места эксперта, системы электронного документооборота, автоматизированного получения экспериментальных данных, средства фиксации и обработки цифровых изображений, аудиозаписи, разнообразные базы и банки данных, системы автоматизации расчетов, компьютерного моделирования и многое другое [1, с. 181].Санкции, направленные против России, коснулись области научно-технического сотрудничества: судебно-экспертные организации столкнулись с ограничениями по отношению к широкому спектру инструментальных программных решений, необходимых для проведения качественного и объективного исследования. По этой причине ориентация направлена на использование ранее приобретенных лицензированных программ либо программ с проприетарной лицензией, не содержащей ограничения по использованию на территории Российской Федерации, а также программ с открытым исходным кодом (OpenSource). На сегодняшний день многие иностранные компании, ранее осуществлявшие свою деятельность на территории России, прекратили её и присоединились к санкциям против Российской Федерации. В этот же список вошла, например, польская компания «Cybid spka z ograniczon? odpowiadalno?ci? sp.k», которая поставляла на российский рынок программу «Cybid V-SIM», рекомендованную Министерством юстиции Российской Федерации для применения при производстве автотехнической судебной экспертизы. Данная программа предназначена для моделирования движения автомобилей, прицепов и полуприцепов в различной транспортной среде. Программа обладает графическим редактором, позволяющим пользователю создать транспортную среду, соответствующую месту и времени ДТП. Произведенные анализ, реконструкцию и моделирование возможно представить, как 2D или 3D визуализацию (анимацию) [2]. На 2024 год приобрести лицензию в Российской Федерации на данное программное обеспечение невозможно. В связи с этим возникли определенные трудности с использованием, в том числе данных продуктов, для проведения экспертных исследований. По этой причине очевидна необходимость осуществления импортозамещения программного обеспечения, используемого при осуществлении судебно-экспертной деятельности. Импортозамещение должно включать в себя многочисленные меры и инициативы со стороны государства: поддержка отечественных производителей и разработчиков экспертного оборудования и программного обеспечения. В подтверждение данного тезиса можно привести Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. N 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в соответствии с которым государственным органам запрещается использовать иностранное программное обеспечение (ПО) на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 г. и существует необходимость перехода на отечественное программное обеспечение [3]. Другим подтверждением тезиса является Стратегия национальной безопасности, учрежденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, в соответствии с которой для защиты национальной безопасности федеральные органы власти осуществляют не только развитие страны в экономической сфере, но и осуществляет охрану суверенитета России [4]. Можно полагать, что в современных реалиях речь идет и о технологическом суверенитете, который призван способствовать эффективному экономическому росту и поддержке независимости от ввоза иностранных технологий. В Концепции технологического развития на период до 2030 года технологический суверенитет рассматривается как способность государства обеспечивать собственные линии разработок инновационных проектов [5].Несмотря на значительные достижения в области цифровизации и разработки собственных отечественных программных продуктов в настоящее время для обеспечения деятельности экспертов и решения сложных экспертных задач существует необходимость продолжения стимулирования разработки отечественного программного обеспечения для целей импортозамещения. Прогресс в применяемых в настоящее время в экспертной деятельности технологиях может быть достигнут путем адаптации существующих цифровых технологий для потребностей судебной экспертизы, разработки новых программных обеспечений и программно-аппаратных комплексов, включая применение систем искусственного интеллекта.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Слотина Я.А. НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 749 - 752. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14440 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*