'
Аитова М.С.
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ: МЕДИЦИНСКИЙ ОЧЕРК *
Аннотация:
головная боль напряжения (ГБН) является одним из наиболее распространенных первичных головных заболеваний среди детей и подростков. Вопрос о том, являются ли ГБН и мигрень отдельными биологическими сущностями, остается предметом дебатов. В данном обзоре рассмотрены последние исследования ГБН у детей, выявляющие необходимость дальнейших исследований для разработки системы классификации, основанной на биологических основах. Это позволит более глубоко понять изменения, происходящие в развивающемся мозге ребенка и способствует более эффективному диагностированию и лечению данного состояния.
Ключевые слова:
головная боль напряжения, мигрень, диагностические критерии, дети, пептид рецептора гена кальцитонина
Первичные головные боли часто встречаются у детей и представляют собой значительную проблему, связанную со здоровьем. Головная боль напряжения (ГБН) и мигрень являются важными источниками инвалидности. Однако, по сравнению с мигренью, мы имеем недостаточно информации о ГБН у детей, и большая часть наших знаний основана на исследованиях среди взрослых. Детский возраст характеризуется быстрым ростом, эмоциональным развитием и физиологическими изменениями, которые могут влиять на проявление первичных головных болей. Распространенность ГБН также увеличивается с возрастом. Поэтому важно более глубоко понять ГБН в этой возрастной группе, поскольку эти изменения могут влиять на характеристики головной боли и помочь в их дифференциации от мигрени.Диагностика головной боли напряжения (ГБН) у детей сталкивается с рядом препятствий, особенно в отношении сбора анамнеза у маленьких детей. В одном исследовании многие дети не могли быть классифицированы по диагнозам мигрени или ГБН в соответствии с Международной классификацией головных болей-II (ICHD-II), так как им было сложно передать информацию о качестве боли или ее ухудшении при движении или повседневных действиях. Интенсивность боли может быть лучше оценена по их поведению, чем по их словам. Поэтому важно обращать внимание на изменения в поведении, такие как уменьшение социальной активности или игр, а также на уровень активности ребенка и его участие в учебном процессе. Для более точной диагностики ГБН у детей и подростков на фенотипически-биологической основе необходимы дальнейшие исследования, чтобы адекватно интерпретировать имеющиеся данные и ответить на существующие вопросы. Суть данного обзора заключается в обобщении последних исследований по ГБН в педиатрической и подростковой возрастных группах, а также в применимости Международной классификации головных болей-II и анализе клинических и патофизиологических аспектов этого заболевания.Классификация головной боли напряжения (ГБН) определена в Международной классификации головных болей-II (ICHD-II). Согласно этой классификации, ГБН характеризуется двусторонней головной болью давящего или лентообразного характера с интенсивностью от низкой до умеренной. Она может различаться по частоте: нечастый эпизодический подтип, частый эпизодический подтип и хронический подтип. Однако различия по частоте могут быть произвольными, и использование терминологии, такой как "хронический", может быть вводящим в заблуждение. Более того, высокая распространенность и изменчивость частоты ГБН затрудняют интерпретацию генетических исследований и выявление отличий от случайных случаев.Мигрень часто проявляется как кратковременная головная боль с различными характеристиками между эпизодами, что может быть похоже на головную боль напряжения (ГБН). Кроме того, фенотип мигрени может изменяться с возрастом, переходя от двусторонней головной боли к односторонней в подростковом или раннем взрослом возрасте. Эта вариабельность феноменологии увеличивает вероятность того, что у некоторых пациентов мы можем наблюдать как типичные, так и атипичные приступы мигрени.Существуют дебаты относительно необходимости различий между мигренью и головной болью напряжения (ГБН), поскольку сходства между ними кажутся преобладающими. Значительное количество пациентов не могут быть четко диагностированы и остаются неклассифицируемыми или получают диагноз "вероятная мигрень" или "вероятная ГБН". Международная классификация головных болей-II (ICHD-II) учитывает, что приступы мигрени у детей могут иметь короткую длительность, двустороннюю локализацию и могут быть определены по поведению. Однако анализ диагнозов мигрени и ГБН у детей показал, что критерии хорошо разделяют ГБН и мигрень, но многие пациенты остаются неклассифицируемыми, и продолжительность боли не играет существенной роли. Диагностика хронических форм головной боли представляет собой сложную задачу, так как у детей могут быть выявлены как хроническая головная боль напряжения (ХГБН), так и хроническая мигрень. Предполагается, что заболевания этих пациентов можно классифицировать как хроническую мигрень на основе новых критериев, применяемых для более широкого понимания хронической мигрени. Ретроспективный обзор случаев хронической ежедневной головной боли у французских детей и подростков подтверждает необходимость использования детальных историй болезни и ведения дневников в сочетании с критериями Зильберштейна-Липтона для определения хронической ежедневной головной боли, включая трансформированную мигрень, ХГБН и новую ежедневную персистирующую головную боль. Обновленные критерии Международной классификации головных болей-II (ICHD-II) также оказались полезными и позволили диагностировать хроническую мигрень, новую ежедневную персистирующую головную боль, хроническую головную боль напряжения, хроническую головную боль напряжения и мигрень без ауры, хроническую головную боль напряжения и мигрень с аурой и без нее, вероятную хроническую головную боль напряжения и хроническую головную боль напряжения с вероятной мигренью.При невозможности классификации фенотипа может быть полезно получить дополнительную информацию для точного диагноза. Родители часто активно сопровождают своих детей и стараются предоставить подробную семейную историю головной боли. В отличие от других первичных головных болей, таких как мигрень или кластерная головная боль, классическая головная боль напряжения (ГБН) не проявляет циркадной ритмичности. Опыт детства, такой как боли при употреблении мороженого или укачивание, может служить важными признаками мигрени в ситуациях неопределенной диагностики. Например, циклическая рвота или периодические боли в животе в анамнезе неклассифицируемого пациента могут указывать на развитие мигрени. Повторные эпизоды также могут подтвердить доброкачественную природу головной боли. Однако количество эпизодов в раннем детстве обычно ограничено коротким временем жизни, поэтому предложено исключить учет количества эпизодов у детей раннего возраста при диагностике.Следующее разделение эпизодических и хронических форм головной боли напряжения (ГБН) у детей может осуществляться в зависимости от наличия перикраниальной болезненности. Некоторые исследования показывают, что ограничение подвижности шеи значительно выше у детей с хроническим ГБН и перикраниальной болезненностью при сгибании, разгибании и наклоне головы вправо и влево. Другие исследования выявили увеличенную болезненность перикраниальных мышц при пальпации у детей с мигренью, но не обнаружили такой связи у детей с ГБН. Не обнаружены значимые различия в средних болевых порогах при давлении между детьми с различными формами головной боли. В целом, мышечные факторы могут играть более важную роль в развитии ГБН, чем в мигрени, но они также наблюдаются и в том и в другом случае и не обладают высокой диагностической ценностью.ГБН может значительно повлиять на жизнь детей и их родителей. Однако, иногда слишком много внимания уделяется психосоциальным аспектам, которые больше соответствуют старой классификации головной боли напряжения, а не головной боли напряжения. Например, головная боль напряжения связана с меньшим количеством близких друзей и более высоким процентом разведенных родителей. Другие исследования показывают, что дети с частыми головными болями могут иметь ухудшенные когнитивные способности, что подчеркивает важность лечения. Возможно, следует подходить к этим исследованиям с осторожностью, чтобы избежать ошибок в интерпретации данных, особенно учитывая распространенность данного расстройства.Для оценки эффективности нефармакологических методов требуются дополнительные контролируемые исследования. В одном неконтролируемом исследовании использование электромиографических методов релаксации с биологической обратной связью показало свою эффективность в снижении головных болей у подростков с ГБН в течение трех лет. Дополнительные исследования физиотерапии также необходимы, в настоящее время проводится исследование, чтобы определить влияние конкретных физических тренировок на улучшение образа жизни у ребенка с этим диагнозом.В заключении мы по-прежнему имеем ограниченные знания о биологической природе головной боли напряжения у детей на сегодняшний день. С возрастом рост и развитие сопровождаются разнообразными изменениями, которые могут влиять на то, как проявляется головная боль. Преобразования в выражении головной боли у маленьких детей вполне естественны и могут указывать на возможное сходство в биологии у некоторых пациентов. Однако оценки распространенности ограничены различиями в методологических подходах, включая изменчивость диагностических критериев. Исследования, которые сосредотачиваются на выявлении факторов риска для частых приступов головной боли, могут помочь лучше определить группу риска.Для будущих исследований крайне важно подтвердить новые классификации мигрени и головной боли напряжения, особенно в контексте детей и подростков. Мы ожидаем того момента, когда наше научное понимание станет достаточным для диагностики ГБН не только на основе клинических фенотипов, так как текущая система классификации не в полной мере учитывает множество случаев. Мы также с нетерпением ждем развития моделей головной боли, выявления биомаркеров и новых методов визуализации, которые помогут создать более точную биологическую систему диагностики.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Аитова М.С. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ: МЕДИЦИНСКИЙ ОЧЕРК // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 928 - 934. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14477 (дата обращения: 12.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*