'
Петров К.Б., Мухултдинова И.И., Елисеева Е.В.
ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ *
Аннотация:
в работе показана зависимость влияния гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость студентов.
Ключевые слова:
гиподинамия, адаптационный резерв, когнитивные способности, стрессоустойчивость
Физическая активность и отсутствие регулярных тренировок становятся обыденностью для многих людей, что приводит к серьезным последствиям для организма. По данным ВОЗ в России на 2018 год около 20 миллионов взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Поэтому исследование влияния гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость, имеет прямое практическое значение для профилактики и лечения заболеваний малоподвижного образа жизни.Целью работы было изучить влияние гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость студента. Задачи исследования:1) Выделить среди студентов три группы с разным уровнем физической активностью.2) Оценить влияние уровня физической активности на когнитивные способности и стрессоустойчивость.В исследовании приняли участие 30 студентов Ижевской Государственной медицинской Академии. Мы разделили студентов на 3 группы с разной физической активностью:1 группа: Отсутствие физической активности.2 группа: Средняя физическая активность (посещение только занятий физкультуры).3 группа: Высокая физическая активность (занимаются различными видами спорта в свободное время, помимо занятий физкультуры).Далее проводилось исследование когнитивных способностей при помощи теста Айзенка, тревожности методом Спилбергера-Ханина и адаптационного резерва по индексу Кердо.Тест Айзенка на определение уровня когнитивных способностей студентов.Тестирование состоит из 40 вопросов, где процент выполненных заданий показывает уровень когнитивных способностей: (0-40 % - низкий, 40-70 % - средний и 70-100 % - высокий уровень). После чего было определено среднее значение каждой группы: 1 группа: 58,8 % (p<0,05), 2 группа: 68,75 % (p<0,05), 3 группа: 81,25 % (p<0,05).Влияние физической активности на стрессоустойчивость.Была проведена диагностика уровня тревожности методом Спилбергера-Ханина: у студента из каждой группы измерили Индекс Кердо в 2 состояниях: в спокойном и за 1-2 часа до проверочной работы.Диагностика Спилбергера - Ханина - методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность, связанную с текущей ситуацией по следующим результатам: 20-30 баллов - низкая ситуативная тревожность, 31-44 балла - средняя ситуативная тревожность, 45-80 баллов - высокая ситуативная тревожность.Получены следующие результаты: у 1 группы в спокойном состоянии: 43,3 балла (p<0,05), перед проверочной работой 71,2 балла (p<0,05). У 2 группы в спокойном состоянии: 39,3 балла (p<0,05), перед проверочной работой 54,1 балла (p<0,05). У 3 группы 34,7 балла (p<0,05), перед проверочной работой 41,8 балла (p<0,05).Влияние физической активности на стрессоустойчивость.Индекс Кердо - показатель, использующийся для оценки деятельности вегетативной нервной системы. Его вычисляют, исходя из результатов определения диастолического давления и частоты сердечных сокращений, используя формулу: KI=(1-d/p) х 100, где d –диастолическое давление, p – частота пульса. Мы определяли следующие значения: от -10 до +10- нормотония, 10 и более- ваготония, -10 и менее- симпатокотония.При помощи индекса Кердо можно определить адаптационный резерв, который свидетельствует о стрессоустойчивости студента. Были получены следующие результаты: 1 группы: -11.06 (p<0,05), 2 у группы: -9,29 (p<0,05), у 3 группы: -7,08 ( p<0,05).Выводы.1) У студентов с низкой физической активностью уровень когнитивных способностей в среднем значении ниже по сравнению со средней и высокой физической активностью.2) Студенты, обладающие низкой физической активностью имеют более высокий показатель уровня тревожности и меньший адаптационный резерв, тогда как студенты с высокой физической активностью менее подвержены стрессу.Таким образом, результаты исследования подтверждают важное значение физической активности для поддержания здоровья мозга, улучшения когнитивных способностей и повышения стрессоустойчивости у человека. Рекомендуется интегрировать регулярную физическую активность в повседневную жизнь для достижения оптимальных результатов в поддержании психоэмоционального здоровья
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Петров К.Б., Мухултдинова И.И., Елисеева Е.В. ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 958 - 962. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14481 (дата обращения: 14.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*