'
Климова В.А., Тихомирова Т.Б.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ *
Аннотация:
в статье автор исследует репрезентацию насилия в кинематографе.
Ключевые слова:
насилие, кино, ограничения
Кинематографическим насилием называют сцены в кино, в которых изображаются насилие и жестокость. Вокруг его допустимости ведутся дискуссии. С одной стороны, кинематографическое насилие можно использовать, для привлечения внимание зрителей для обсуждению насилия как проблемы, а также его социально-политических и моральных последствий. При этом существуют мнения, что насилие на экранах может приводить к десенсибилизации зрителей и росту насилия в реальной жизни. Первую сцену насилия в мировом кинематографе можно найти в фильме «Казнь Марии Шотландской» 1895 г., снятом в лаборатории Т. Эдисона. Чтобы имитировать казнь, голову отрубают манекену — но благодаря применению монтажа и стоп-кадра эффект выглядит реальным.Развитие игрового кино переплеталось с развитием документалистики. В то время, пока в России разворачивалась Гражданская война, в 1917–1922 годах американский оператор Фрэнк Джонсон запечатлел на камеру, как немецкие отряды расстреливали латышских большевиков. В 1925 г. в отечественном фильме С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» оказалась по-настоящему долгая сцена насилия. это был первый случай, когда в советах показали сцену насилия? На экране было продемонстрировано, как солдаты расстреливают гражданских, а последние топчут друг друга на лестнице, пытаясь спастись от чего, например, можно добавить. При этом важно подчеркнуть, что изображение насилия в фильме Эйзенштейна связано с конкретными целями, историческим и драматургическим контекстом. Общество было обеспокоено ростом количества насилия на экранах и его последствиями. При этом сам термин «насилие» в ранних дискуссиях не употреблялся, речь обычно шла об изображении преступности. Что не особенно удивительно, так как в 1920-е гг. все большую популярность начали набирать гангстерские фильмы. В Голливуде изображение насилия с 1930 г. было ограничено Кодексом Хейса — этическим кодексом, который приняла Ассоциация производителей и прокатчиков. Кодекс Хейса не имел юридической силы, но, если режиссер снимал фильм, нарушая этические стандарты из документа, он мог рассчитывать, что его работу не допустят к прокату в множестве кинотеатров.Большая часть ограничений в Кодексе Хейса касалась эротики в кинематографе, но тема насилия также затрагивалась. Запрещалось описывать жестокие убийства в подробностях и демонстрировать на экране, как герои фильмов используют огнестрельное оружие. Также Кодекс Хейса ограничивал арсенал стилистических подходов, которые можно было применять в изображении насилия. Кодекс Хейса был отменен в 1967 году. Ему на смену пришла система ранжирования фильмов по возрасту целевой аудитории. Эта система называлась MPAA и включала в себя пять классов. К классу G относились фильмы для аудитории любого возраста, фильмы класса PG можно было смотреть детям в присутствии родителей, PG-13 можно было смотреть без взрослых детям старше 13 лет, R — детям и подросткам до 17 только в присутствии взрослого, NC-17 — только совершеннолетним. В шестидесятые годы двадцатого столетия также произошел расцвет грайндхаусов — кинотеатров, которые предлагали зрителю преимущественно фильмы эксплуатационного кино (иными словами, жанровых фильмов на популярные темы, целью которых была исключительно быстрая прибыль). Такое кино особенно часто включало в себя сцены насилия, потому что именно это пользовалось популярностью у массового зрителя. Грайндхаусы практически исчезли к 1990-м гг. Примерно в это же время появился жанр снафф-видео — короткометражных фильмов, в которых изображены реальные убийства. «Снафф-фильмы изображают убийство человека — человеческую жертву (без помощи спецэффектов или других способов обмана), увековечиваемую для фильма и распространяемую среди немногих пресытившихся с целью их развлечения», — пишут исследователи этого жанра Дэвид Керекес и Дэвид Слейтер. В текущее время изображение насилия в кино стало частью поп-культуры. Однако режиссерам авторских фильмов приходится тщательно оценивать методы и саму необходимость изображения насилия в своих работах, чтобы не разрушить репутацию и не вызвать скандал в обществе. Например, в 2019 г. скандалом сопровождался выпуск многосерийного проекта Ильи Хржановского «ДАУ». В серии «ДАУ. Регенерация» неонацисты расчленяют живую свинью, а во время съемок «ДАУ. Наташа» живой актрисе приходилось выполнять насильственные сцены по-настоящему — хотя впоследствии она рассказывала в интервью, что все было заранее обговорено. Были и другие сообщении о насилии на съемочной площадке — как физическом, так и психологическом. В результате часть зрителей заняла сторону режиссера, сочтя обвинения ложными, часть отстаивала позицию, что любые жертвы оправданы ради искусства, в то же время многие в обществе были возмущены подобными действиями.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Климова В.А., Тихомирова Т.Б. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 1077 - 1080. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14501 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*