'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  48 просмотров

Абдешов Д.Д., Косумбаева Ш.И., Салкынбаева Ф.Д.

  


ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию в сфере управления человеческими ресурсами, основанный на активном внедрении в практическую деятельность инновационных методов. В частности, рассматриваются основные и ключевые концепты управления человеческими ресурсами и их влияние на эволюцию человеческих ресурсов.   

Ключевые слова:
управление человеческими ресурсами, инновации, человекоцентричная модель, государственная служба   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-574-37-42

Управление человеческими ресурсами направлено на решение принципиально новых, долгосрочных задач, повышение экономической и социальной эффективности работы организации, поддержание ее баланса со средой. А это предполагает, что социальная деятельность администрации предприятий нуждается в сотрудничестве с наемными работниками. Поэтому управление человеческими ресурсами возможно только на основе социального партнерства. Такое партнерство осуществляется на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных договоров между организациями и трудовыми коллективами. В коллективном договоре конкретной организации могут содержаться трудовые и социально-экономические условия, более льготные по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством [1].Со временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70-80-х гг. XIX в. проявился кризис сотрудничества при рассмотрении и решении социально-трудовых проблем. Однако после острых дискуссий, забастовок страсти поулеглись и начал утверждаться «новый консенсус». Подверглись пересмотру формы сотрудничества, в частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, смещении центра тяжести коллективных договоренностей на уровень предприятий. В трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта, что, наряду с другими условиями, способствовало формированию концепции гуманизации труда [2]. Суть этой концепции заключается в том, что организация должна стремиться к наиболее полному использованию производительных резервов человека, особенно интеллектуальных и психологических.Гуманизация труда - это совершенствование управления трудовой деятельностью с целью раскрытия работником своих производительных резервов, прежде всего интеллектуальных и психологических. Миссия гуманизации труда включает в себя четыре идеальные ценности как безопасность, справедливость, самоактуализация личности, социальное партнерство [3].Осуществляется гуманизация труда на основе улучшения условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форм и размера оплаты труда и других способов, непосредственно влияющих на характер отношений в организации.Первый шаг предполагал формирование профессионального государственного аппарата, который будет эффективно служить своему народу, соблюдая принципы честности и неподкупности, законности, правовой компетентности и профессионализма. Это вызвала необходимость обновления нормативно-правовой базы функционирования государственного аппарата. Так, с начала 2016 года вступили в действие новые законы Республики Казахстан «О государственной службе», «О противодействии коррупции», «Этический кодекс государственных служащих» и т.д. [4].Четко были обозначены задачи и функции службы управления персоналом в органах государственной власти, что должно было способствовать эффективному функционированию государственной службы. При этом кадровым службам в высших эшелонах власти необходимо было осуществлять стратегическое планирование человеческих ресурсов. Поэтому организация отбора на государственную службу, в соответствии с новыми требованиями, предусматривает несколько этапов.Одним из важнейших этапов поступления на государственную службу Казахстана является прохождение тестирования на знание государственного языка и законодательства Республики Казахстан. Следующим этапом отбора является оценка личных качеств с получением заключения в Агентстве по делам государственной службы и противодействия коррупции или в его территориальных подразделениях (как правило, сдается через двадцать минут после окончания тестирования на знание законодательства). Третий этап предполагает участие в собеседовании в госоргане, объявившем конкурс [5].Одним из важнейших принципов, лежащих в основе формирования профессионального государственного аппарата, является принцип меритократии. Данный термин означает принцип управления, при котором руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. В академической науке данный принцип используется в двух значениях. В первом значении предполагается, что руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов, которые в раннем возрасте смогли проявить свои способности управленца. Однако, как нам думается, для наших условий применимо второе значение, когда происходит создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших факторов эффективности организации, значение, которого постоянно возрастает. К числу основных задач службы управления персоналом в системе государственной службы Республики Казахстан относится координация деятельности структурных подразделений государственного органа, организация деятельности дисциплинарной, конкурсной и иных комиссий по кадровым вопросам, отбор кадров, оформление документов и учет персональных данных государственных служащих, обеспечение соблюдения ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.Таким образом, цель современного управления персоналом состоит в обеспечении организации высококвалифицированными сотрудниками, эффективное их использование и профессиональное развитие. Поэтому, дальнейшая реформа в системе государственной службы направлена на повышение эффективности деятельности государственного служащего путём введения экономических индикаторов для каждого госслужащего или госоргана по всей вертикали власти.Для усиления конкурентоспособности и открытости государственной службы законом о государственной службе предусмотрена возможность привлечения иностранных специалистов и граждан Республики Казахстан, работающих в международных организациях. Считается, что иностранные менеджеры менее подвержены коррупции, более профессиональны и при этом находятся вне рамок сложившейся клановой системы. Но это не означает недооценивание возможностей отечественной системы государственной службы. Поскольку на практике казахстанская реформа государственной службы признана успешной, именно поэтому создан Международный региональный хаб для распространения отечественного опыта на страны, заинтересованные в этом.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Абдешов Д.Д., Косумбаева Ш.И., Салкынбаева Ф.Д. ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 37 - 42. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14509 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14509



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.