'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  78 просмотров

Андреев В.А.

  


АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ТРАНСПОРТНУЮ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «РЖД» *

  


Аннотация:
в данной статье проанализирована система статистических показателей, характеризующих уровень, динамику и структурные изменения инвестиций в развитие транспортной отрасли РФ. На примере холдинга «РЖД» сформулированы подходы к разработке целевых программ развития для привлечения инвестиций в транспортную отрасль.   

Ключевые слова:
транспорт, инвестиции, финансовые ресурсы, анализ динамики и структуры, эффективность   


Актуальность выбранной темь обусловлена тем, что в настоящий момент времени, экономика Российской Федерации испытывает значительные сложности в своем развитии, что обусловлено санкционным давлением со стороны зарубежных государств. Введено эмбарго на поставку в страну высокотехнологичного оборудования, значительно ограничен экспорт продукции, производимой в стране, из страны ушли многие зарубежные производители промышленной продукции, отечественные спортсмены не имеют возможности выступать на международных соревнованиях. Для преодоления обозначенных выше проблем требуется значительный приток финансовые ресурсов, чтобы осуществить трансформацию экономического развития Российской Федерации [7, c. 20]. За счет инвестиций строятся крупные промышленные предприятия, создаются новые рабочие места, активизируются научные разработки, повышается экономическая активность населения.Уровень развития транспорта, как известно, является индикатором здорового экономического роста, социально-экономической политики государственных органов [1]. Устойчивый национальный экономический рост может обеспечить современному обществу высокий уровень жизни, стабильность, благоприятные условия и уверенность в будущем [2, с.24]. Информация является в настоящее время тем ключом, который позволяет добиваться индивидуальных или общественных целей в различных сферах деятельности людей: бизнесе, управлении, культуре, образовании, спорте [3, с. 34]. Объемы и структура инвестиций позволяют определить, есть ли потенциал у той или иной отрасли, куда идет наибольший поток финансовых ресурсов, применяя общеизвестные приемы общей теории статистики [4]. А инвестиции в развитие транспорта предоставляют возможность оценить и перспективы эволюции этой отрасли, а также запланировать дальнейшие перспективы вложений финансовых средств в тот или иной вид транспорта, в том числе транспортной доступности для населения страны. Официальные статистические данные о транспортных инвестициях позволяют раскрывать эту информацию в несколько устаревшей форме – только до уровня 2022 года. Но динамика даже за 2019-2021 гг. может дать возможность исследователю сделать определённые выводы. Так в 2019 году по данным официальной статистической отчетности в транспортную отрасль было вложено 1650,1 млрд. рублей, а из них 41% инвестиций вложено в развитие трубопроводного транспорта. В этот же период времени более 20% финансовых ресурсов вложено в модернизацию железнодорожного и автомобильного транспорта и лишь 1-2% приходится на долю воздушного и водного транспорта.В 2020 году инвестиции в транспортную отрасль в РФ сократились на 208 млрд. рублей или 12,61%, но структурно по видам транспорта изменились незначительно. Повышение финансирования в развитие транспорта отмечалось в 2021 году - на 383,6 млрд. рублей или 26,6%, но в основном как и прежде все финансовые потоки сконцентрированы на развитии трубопроводного транспорта. В этот период вложения в его развитие возросли на 54,25%, увеличив удельный вес в структуре инвестиций до 44% что оказалось не эффективным уже в 2022 году. Но в настоящее время введенные против РФ санкции требуют изменений в структуре инвестиций по видам транспорта и большего притока финансовых ресурсов в его железнодорожный и водный разновидности. Как известно, ОАО «РЖД» в настоящее время реализуют второй этап развития Восточного полигона стоимостью 1,1 триллиона рублей. Он рассчитан до 2024 года и предусматривает увеличение провозной способности до 180 миллионов тонн со 158 миллионов тонн в 2022 году. Холдинг «РЖД» также приступил к предпроектным работам и по третьему этапу. Он разделен на подэтапы, исходя из прогноза увеличения грузооборота. Первый этап предполагает рост провозной способности до 197 миллионов тонн. Вместе с тем, грузоотправители озвучивают потребности по вывозу в перспективе через Восточный полигон, в который входят БАМ и Транссиб, 300 миллионов тонн грузов и более. Предпосылкой для привлечения инвестиций в железнодорожный транспорт является разработанная Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года, (сокращенно – КПИР-2025). Она учитывает национальные, отраслевые, корпоративные приоритеты инновационного развития, например, развитие скоростного и высокоскоростного сообщения, внедрение инновационного подвижного состава, автоматизацию перевозочного процесса и др. С момента утверждения действующей КПИР-2025 с 2020 года увеличился портфель проектов со 120 до 195 проектов, которые включены в программу. Увеличился объем финансирования этих проектов в 2,5 раза (до 270 млрд. рублей), увеличились экономические эффекты от реализации инновационных проектов в Компании в 1,6 раза. В рамках КПИР-2025 сформирован и успешно применяется механизм выработки стратегических приоритетов на разных горизонтах планирования - от краткосрочного до 10 лет и до долгосрочного на 20-30 лет. Краткосрочные прогнозы важны в части технологических бенчмаркингов, а долгосрочные - это форсайт-исследования, которые учитывают задачи не только по повышению эффективности деятельности, но и по обеспечению технологического суверенитета Компании. Форсайт-исследования и технологические бенчмаркинги интегрированы в систему управления инновационной деятельности Холдинга с 2018 года. На сегодняшний день наиболее эффективные инструменты, позволяющие предсказывать актуальные тенденции в контексте развития всей транспортной отрасли и социально-экономической системы РФ, также позволяют осуществлять поиск лучших практик и решений, опираясь на опыт наиболее технологически развитых компаний не только в России, но и по всему миру, позволяют выявлять центры компетенций, который холдинг «РЖД» вовлекает в развитие перспективных технологий. Наряду с форсайтом, в Компании ежегодно проводятся технологические сопоставления, российские технические решения сравниваются с решениями зарубежных коллег. В сопоставлении участвует порядка ста зарубежных железнодорожных компаний, оценивается динамика развития сотен технологий, составляются прогнозы их развития на десятилетия вперед. Таким образом, учитывая, что одна из важных задач инвестиций в текущих условиях функционирования экономики РФ - обеспечение технологического суверенитета, необходимо обеспечить разработку отечественных технологий, влияющих на развитие транспорта и экономики страны в целом. А это не только всегда актуальные для транспорта исследования в сфере повышения эффективности перевозочного процесса, но и по вопросам энерго-эффективности, экологичности, производительности, сверхпроводимости, новых технологий в накоплении, хранении и передачи энергии и т. п. Также очень важным остается вопрос формирования научно обоснованных критериев по выполнению и целевым результатам исследований и разработок, направленных на повышение эффективности работы транспортной отрасли. В целом инвестиции в настоящее время должны быть направлены на развитие новых технологий, реализацию прорывных инновационных проектов и требуют вовлечения всех участников технологического цикла, включая российское научное сообщество, для решения фундаментальных и прикладных задач, которые сегодня стоят перед транспортом и другими отраслями экономики РФ.Подводя итог данной работе, отметим, что в текущих условиях экономической нестабильности, а также обострения геополитической обстановки, инструмент ГЧП, является перспективным вариантов взаимодействия, как для отечественных инвесторов, так и для государства. Бизнес получает возможности вкладывать деньги в отечественные проекты, гарантом которых является государство. При этом отсутствует риски попасть под санкции, как в случае с зарубежными инвестициями. Государство при помощи рассматриваемого инструмента, имеет возможность решить множество проблем развития социально-экономической инфраструктуры в регионах страны, не увеличивая нагрузку на бюджет. При помощи инструмента ГЧП имеется реальная возможность создания стабильного источника инвестиций в экономику Российской Федерации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Андреев В.А. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ТРАНСПОРТНУЮ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «РЖД» // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 49 - 54. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14511 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14511



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.