'
Кочумова А.Г., Шохратов О.
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В СТРАНЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ *
Аннотация:
работа посвящена вопросам мотивации персонала посредством системы добровольного страхования.
Ключевые слова:
страховое поведение, добровольное страхование, мотивация, персонал
Для определения содержания современного понятия мотивации персонала компании обратимся к базовым понятиям общей и социальной психологии, таким как: потребность, мотив и, собственно, мотивация.В различных научных источниках термин «потребность» определяется по-разному, но всегда как понятие первоначальное по отношению к мотиву. Например, Ю. Гиппенрейтер называет потребностями «состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования». Английские психологи Я. МакДермотт и Я. Ширкор дают короткое и емкое определение «мотивации» – это «желание, проявленное в действии». Два немецких ученых Э. Кирхлер и К. Родлер расширили содержание «мотивации» до трех ее компонентов (рис.1):Рисунок 1. Компоненты содержание «мотивации».Они предложили понимать под «мотивацией» «взаимосвязи качеств, целей и потребностей личности, которые являются стимулами и важны для достижения цели и ситуации». Среди базовых видов мотивации принято выделять внутреннюю и внешнюю мотивации. Под внутренней или интринсивной мотивацией понимается «процесс формирования мотива при опоре на внутренние факторы (потребности, влечения, желания)».Считается, что активный человек мотивирует себя сам. Это верно, если учитывать, что внутренние мотивы, например, к труду, порождаются в сознании человека самой трудовой деятельностью: «понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, то есть результат и процесс труда. Внутренняя мотивация возникает … из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления».Под внешней или экстринсивной мотивацией понимается «формирование мотива под влиянием внешних факторов». Чаще всего пассивный человек мотивируется внешним воздействием. Например, назовем некоторые внешние мотивы труда: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу, – при этом все они находятся за пределами самого работника и труда как такового.Заметим, что внешняя мотивация по сравнению с внутренней обладает меньшей устойчивостью и быстрее теряет свою стимулирующую силу.Определяющими факторами мотивации являются так называемые «регуляторы», среди которых М. Вудкок и Д. Френсис выделяют следующие: рабочая среда, вознаграждение, безопасность, личное развитие, чувство причастности и интерес. Похожая классификация мотивов встречается в работе Е. Ильина. Среди мотивов, побуждающих человека заниматься трудом, выделяются три основные группы: побуждения общественного характера, получение материальных благ, самоактуализация. Сосредоточим свое внимание на второй группе мотивов, которая соответствует внешней положительной мотивации – материальному стимулированию.Стимулирование является одной из основных функций управления, к которым традиционно относят планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль. Стимулирование побуждает работников компании быть заинтересованными в результатах своего труда.Материальное стимулирование (вознаграждение), как правило, включает в себя следующие основные компоненты: заработная плата, премии, выходные пособия, бонусы и социальный пакет.Социальный пакет входит в число детерминант психологического климата организации и коллектива наряду с экономическими, производственно-гигиеническими, социально-психологическими и личностными. В социальный пакет могут быть включены следующие виды услуг: оплаченные обеды, путевки в детский лагерь, компенсация на лечение, страхование и др.Современный стандартный социальный пакет включает в себя, как правило, несколько видов страхования работников: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование жизни, а также дополнительные виды страхования, полностью или частично оплачиваемые компанией: страхование выезжающих за рубеж, страхование автомобиля и страхование личного имущества: квартиры, загородного дома, домашнего имущества. Количество включенных в социальный пакет видов страхования и объем оказываемых услуг (например, увеличение числа застрахованных лиц) зависит от занимаемой должности в компании, выслуги лет и других факторов по усмотрению руководства компании.Страхование является одним из мотивационных факторов для формирования приверженности компании. Под организационной приверженностью понимается «эмоционально положительное отношение работника к организации, предполагающее готовность разделять ее цели и ценности, а также напряженно трудиться в ее интересах» или «психологическое образование, включающее позитивную оценку работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой организации ради ее целей и сохранять свое членство в ней».Формирование организационной приверженности, исходя из данного определения, происходит, в том числе с помощью материальной мотивации, к которой относится страхование. В целом, наличие страхового пакета в компании, как материального стимула, должно поддерживать организационную приверженность на высоком уровне.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Кочумова А.Г., Шохратов О. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В СТРАНЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 141 - 145. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14526 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*