'
Морозова Н.Ю.
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ *
Аннотация:
в работе рассмотрены теоретические основы управления адаптацией персонала. Изучены различные классификации и виды адаптации персонала в организации. Также описаны методики оценки эффективности системы адаптации. В работе проанализированы системы адаптации персонала в ПАО «Ростелеком» и методы адаптации персонала в ПАО «МТС». На основе полученной информации представлены результаты анализа применения систем адаптации персонала в организациях.
Ключевые слова:
персонал, адаптация персонала, система адаптации, методы адаптации
Эффективно организованная подсистема адаптации персонала в компании позволяет сотруднику наиболее эффективно «влиться» в должность, ознакомиться с имеющимися в компании регламентами, а также с его функциональными обязанностями, что способствует снижению издержек на персонал в целом.К сожалению, в нашей стране кадровые службы организаций не всегда придают достаточное значение мероприятиям по адаптации и освоению новых сотрудников. Это недооценивание важности процесса адаптации затрудняет эффективное управление персоналом и препятствует достижению высокой производительности организации.Рассмотрим сущность и содержание понятия «адаптация». По мнению Д. А. Аширова адаптация представляет собой взаимное приспособление работника и предприятия, которое основано на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, а также и организационно-экономических условиях трудовой деятельности.Существует несколько классификаций адаптации. Одна из классификаций представлена на рисунке 1 (18(.Рис. 1. Классификация адаптации.Адаптация требует управления, поскольку может привести к значительным производственным расходам, негативным последствиям для самих работников. При этом задачами ответственных за управление адаптацией будут следующие, указанные на рисунке 2 (4(:Рис.2. Задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией.Технология эффективного осуществления управления процессом адаптации включает создание и применение определенного алгоритма, выбор мер по оказанию влияния на адаптацию, определение конкретных показателей для контроля процесса адаптации работника, только пришедшего в организацию (рисунок 3) (11(.Публичное акционерное общество «Ростелеком» это российская телекоммуникационная организация, которая предоставляет услуги местной, дальней телефонной связи, а также широкополосного доступа в интернет, цифрового телевиденья, сотовой связи и так далее. Все сотрудники после приема на работу проходят обучение по комплексу целевых образовательных программ. Из всех ключевых проектов системы половина тесно связана с процессом адаптации персонала: «Базовый курс специалиста», (для категории рабочих) является собственно чисто адаптационной программой, а «Кадровый резерв» (для категории менеджеров) является программой, которая содержит элементы адаптации руководителей. Кроме того, все сотрудники ежегодно проходят обучение и тестирование по технике безопасности.Для руководящего персонала предусмотрена разработка индивидуальных планов развития. Кроме того, учитывая, что основной профиль компании, активно используется инструмент наставничества для категории рабочих и коучинг - для категории менеджеров.Таким образом, основными недостатками действующей в ПАО «Ростелеком» системы адаптации являются: отсутствует регламентированная процедура адаптации, в процессе адаптации отсутствуют этапы предварительного анализа готовности вновь нанятого работника и этап оценки результативности прохождения процесса адаптации по окончании испытательного срока. Эти обстоятельства не позволяют новому работнику быстро адаптироваться как на рабочем месте, так и в коллективе.Рис.3. Технология процесса управления адаптации.Таким образом, основным условием для эффективного осуществления управления адаптацией выступает создание организационного механизма по управлению указанным процессом.Публичное акционерное общество «Ростелеком» это российская телекоммуникационная организация, которая предоставляет услуги местной, дальней телефонной связи, а также широкополосного доступа в интернет, цифрового телевиденья, сотовой связи и так далее. Миссия компании – дать людям качественные и удобные цифровые сервисы для комфортной жизни и эффективного бизнеса.Прием сотрудников на работу в ПАО «Ростелеком» осуществляется отделом кадров. Все сотрудники после приема на работу проходят обучение по комплексу целевых образовательных программ. Из всех ключевых проектов системы половина тесно связана с процессом адаптации персонала: «Базовый курс специалиста», (для категории рабочих) является собственно чисто адаптационной программой, а «Кадровый резерв» (для категории менеджеров) является программой, которая содержит элементы адаптации руководителей. Кроме того, все сотрудники ежегодно проходят обучение и тестирование по технике безопасности.Для руководящего персонала предусмотрена разработка индивидуальных планов развития. Кроме того, учитывая, что основной профиль компании, активно используется инструмент наставничества для категории рабочих и коучинг - для категории менеджеров.Таким образом, основными недостатками действующей в ПАО «Ростелеком» системы адаптации являются: отсутствует регламентированная процедура адаптации, в процессе адаптации отсутствуют этапы предварительного анализа готовности вновь нанятого работника и этап оценки результативности прохождения процесса адаптации по окончании испытательного срока. Эти обстоятельства не позволяют новому работнику быстро адаптироваться как на рабочем месте, так и в коллективе.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Морозова Н.Ю. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 168 - 175. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14531 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*