'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  93 просмотров

Павлова Е.К.

  


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ *

  


Аннотация:
в статье автор рассматривает понятие мотивации труда и его составляющие. В статье освещены особенности труда в сфере розничной торговли и определены эффективные методы мотивации. Данная работа может быть полезна специалистам в управленческой деятельности.   

Ключевые слова:
мотивация труда, розничная торговля, методы мотивации, персонал, управление персоналом   


Сфера розничной торговли переживает период значительного роста, что делает её важным сектором экономики. Постоянное появление новых компаний лишь увеличивает уровень конкуренции. В такой обстановке понимание принципов мотивации персонала играет ключевую роль, поскольку успех организации напрямую зависит от качества обслуживания клиентов, достижения планов продаж и ключевых целей.Мотивация труда — это процесс, направленный на обеспечение наиболее высокой эффективности, посредством внутренних и внешних стимулов.Внутреннюю мотивацию формируют различные потребности и мотивы, которые являются основной движущей силой человека. Потребности присущи нам от рождения, и мы не можем их игнорировать. В эту группу принято относить: основные (биологические), социальные и духовные потребности [ ].Мотивы могут проявляться как сознательно, так и бессознательно и именно они побуждают человека действовать тем или иным образом для удовлетворения существующих потребностей.Особое место в мотивации труда также занимают интересы человека, увлечения и личностные черты, которые являются индивидуальными и достаточно стабильными характеристиками.Внутренняя и внешняя мотивация кардинально отличаются между собой. Первая исходит изнутри человека и поддерживается им же. А вторая, наоборот, находится за пределами работника и профессиональной деятельности как таковой.Стоит отметить, что работа в большинстве розничных магазинов имеет свои особенности. Трудовая деятельность персонала связана с постоянным взаимодействием с людьми, достижением планов продаж и работой в команде. Преобладающая часть розничных магазинов отличается тем, что трудовой коллектив в них небольшой, именно поэтому они живут по законам малой психологической группы, для которой характерно:( общая цель совместной деятельности, которую можно выразить в виде определенных показателей,( заметный результат действия каждого члена группы, все на виду,( значительное количество времени, проводимого вместе,( тесные личные контакты с эмоциональным окрасом,( выраженный статус каждого члена группы,( неписаные моральные правила и нормы,( групповые ожидания, т.е. мнение об ожидаемом поведении конкретного члена группы, своеобразный ярлык человека [2].Зачастую владельцы таких магазинов, стремятся лишь к увеличению прибыли, поэтому требуют от управляющего строгого выполнения планов, пренебрежительно относясь к рядовым продавцам, забывая, что лидер должен также работать с коллективом над поддержанием благоприятной рабочей атмосферы, улучшением межличностных отношений.Немаловажно также, что основной персонал в розничной торговле — это либо молодые сотрудники, либо люди старшего возраста. Это стоит учитывать в построении мотивационной стратегии.Молодые сотрудники ценят свободное время, им крайне важно иметь баланс между работой и личной жизнью. Они стремятся к независимости и самостоятельности, имеют творческий потенциал и открыты к новым идеям и проектам.Старшему поколению не столь важны материальные стимулы, как свободное время, которое они предпочитают проводить с семьей. За период своей трудовой деятельности они накопили достаточно опыта и знаний, которые готовы передать новичкам, на данном этапе им важно получить признание.Розничная торговля, как и другие сферы бизнеса сталкивается с технологическими инновациями. В современном мире активно развивается онлайн-торговля, появляются различные новые приложения для работы с кассой и складом, что требует от сотрудников непрерывного обучения и адаптации к изменяющимся рабочим процессам.Специфика сферы розничной торговли, а, как и следствие особенностей мотивации определяется рядом аспектов. Линейный персонал магазинов должен быть хорошо осведомлен о своем ассортименте, знать о проходящих скидках и акциях, на основе чего сотрудники должны уметь предоставить грамотную консультацию клиенту. Постоянное взаимодействие с людьми требует определенного набора личностных качеств, стрессоустойчивости и развитого эмоционального интеллекта.Именно поэтому современным компания стоит правильно подойти к мотивации сотрудников, чтобы с наименьшими затратами получить высокую результативность применяемых мотивационных методов.Одним из эффективных методов мотивации персонала в розничной торговле является обеспечение гибких условий труда. Предоставляя гибкость и самостоятельность, руководитель выстаивает отношения на доверии и уважении, в то время как сами сотрудники, ощущают свою значимость для компании.Денежное вознаграждение персонала является неотъемлемой частью системы мотивации, которое чаще всего формируется по схеме оклад плюс проценты от продаж. Однако, важно учитывать, что месячный оклад, сотрудника, который полностью отработал норму рабочего времени и исполнил все трудовые обязанности не может быть ниже величины МРОТ, в соответствии с действующим законодательством. Система начисления стимулирующих выплат должна восприниматься как справедливая и не зависеть от личного отношения руководителя к подчиненным. Предпочтительнее, чтобы размер бонусов зависел от личных результатов деятельности. При этом, важно помнить, что система штрафов, как правило, работает не столько эффективно, как поощрение сотрудников за соблюдение рабочей дисциплины.В ритейле важно обеспечить для сотрудников реальный профессиональный рост внутри компании. Большинство готово развиваться, а с программами карьерного роста линейные сотрудники могли бы перейти работать в офис или же стать управляющим. Зачастую рядовые сотрудники лучше всех знают, что не устраивает в текущей работе торговых точек покупателей, чем они интересуются и какие есть слабые места в коллективе.Необходимо внедрять корпоративное обучение, которое предусматривает организацию командного обучения дистанционным путем, либо в собственных учебных центрах. Тренинги могут быть направлены на развитие стрессоустойчивости, умения разрешать конфликтные ситуации, развитие лидерских качеств, коммуникативных навыков, навыков продаж.Важно предоставлять сотрудникам возможность для психологической разгрузки, в силу работы по типу «человек-человек». Данное может осуществляться с помощью корпоративного психолога, как в групповом, так и в индивидуальном формате по усмотрению компании. Также для поддержания здорового физического и психологического состояния сотрудников следует выделять абонементы или скидки в фитнес залы.Помимо всего перечисленного не стоит забыть о таких методах мотивации как: публичная или личная похвала от руководства, предоставление скидок на товары или услуги компании, поздравление от организации на значимые даты для сотрудника, наличие ДМС, проведение различных конкурсов для персонала.В зависимости от специфики каждой определенной компании данные методы мотивации можно варьировать, использовать как по одиночке, так и в совокупности. Специалисты по работе с персоналом должны учитывать особенности труда розничного персонала и разрабатывать оптимальные мотивационные стратегии, которые отвечают индивидуальным потребностям каждого члена команды. В этом контексте важно, что мотивационная система должна пересматриваться время от времени и быть гибкой.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Павлова Е.К. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 218 - 223. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14538 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14538



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.