'
Бикмухаметов С.К.
РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ МЕТОДОЛОГИИ НАЧАЛА И ДАЛЬНЕЙШЕГО ВЕДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОХОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ШАРИАТА С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в исследовательской работе представлены принципы ведения охоты и рыбалки в соответствии с требованиями Российского законодательства и шариатских норм. В связи с чем рассмотрены правила подготовки и непосредственного ведения охоты и рыбной ловли на основе анализа конституционных законодательных требований, других государственных нормативных документов с проведением параллели правовых норм шариата, как понятия законодательного теологического плацдарма в Исламе. В ходе работы представлен анализ концепции российского законодательства, посвященного вопросам гуманного и бережного отношения к животному миру в целом, и в частности при открытии и проведении охотничьего сезона. Одновременно, были изучены основополагающие законы теологического характера, а именно фикха, как правовой науки религии Ислам, посвященные вопросам этического и ресурсосберегающего отношения к животным и к природе в целом. Например, о недопустимости чрезмерной растраты чего-либо, представляющего ценность (природно-сырьевые и биоресурсы и т.п.). Приводятся мнения и научные исследования ученых, таких как профессор Мельников В.К., Ибн Хаджар и др. по данной тематике. Сделан вывод о явной параллели государственного законодательства и правовых норма шариата. Автором предложен разработанная им информационная таблица о дозволенности и запретности мяса отдельных видов животных.
Ключевые слова:
законодательство об охоте, охота в шариате, закон
Введение. В работе представлен анализ методологии в подготовке ведения охоты специалиста, соблюдающего религиозные традиции мусульман, основанных на принципах шариата и принципах соблюдения законодательства Российской Федерации, и охотника, осведомлённого лишь о законодательстве Российской Федерации.Обсуждая два типа представителей данной сферы деятельности человека, можно прийти к выводу о том, что тому или иному типу охотника соответствует определенная методика мышления при выборе средств, целей, разновидностей и путей ведения охоты и рыбной ловли, как таковой. СодержаниеРассматривая охотника, как личность, следует учитывать его целевые факторы, и результаты, полученные в ходе ведения охотничьей деятельности.Недобросовестный охотник или рыболов, опираясь лишь на российское законодательство, в силу своей ментальности, распространенным постулатом которой является убеждения в безнаказанности, и склонности к нарушению закона, порою способен переступить ту грань закона, которая является запрещенной. Так как жажда наживы, алчность, неоправданный азарт ведет к тому, что слабости данной личности преобладают над здравым смыслом. Реальность поведения человека на охоте и рыбной ловле неоднократно доказывала данные рассуждения. Охотник же верующий, осведомлённый не только о действующем законодательстве, но и религиозно грамотный и соблюдающий, способен противостоять в большей мере своим человеческим слабостям и страстям, так как в любом вероисповедании цель охоты и рыбалки, как данного вида деятельности имеет лишь результат добычи для использования в пищу, и таким образом создается некий внутренний контроль над его азартным поведением и излишеством, а оно в свою очередь ведет к нарушению моральной этики охотника, о чем, к сожалению, не упоминается в федеральном законе №209 от 24.07.2009 (последняя редакция) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» [1]. Упоминание о данной черте охотника и рыболова можно найти лишь на различных интернет ресурсах, как например:«Статей этого закона нет, ни в уголовном кодексе, ни в гражданском, за его нарушение не будет штрафа и другого наказания, этот закон, прежде всего нравственный, настоящий охотник подчиняется ему, как голосу своего сердца. Охотничья этика – это своего рода кодекс норм поведения, нравственных критериев, моральных обязанностей любителя охоты по отношению к таким же любителям, а также к диким животным, к природе в целом, в основе этики охотника – бережное отношение к природе, уважению к труду и правам других людей» [5].«Охота – традиционное занятие мужчин, унаследованное ещё от первобытных предков, однако в современных условиях она не является единственным способом поиска пропитания и выживания. Поэтому охота не место для беспорядочной стрельбы в целях добыть гору дичи. Соблюдение охотниками специальных этических правил хотя бы немного позволит поддерживать животный мир природных экосистем, чтобы в лесах вообще было на кого охотиться» [6].Как отмечено профессором, доктором биологических наук Мельниковым В.К, изучающего науку охотоведения, следует развивать научные методы сбора материалов в процессе наблюдения, эксперимента, анкетирования, специального отлова животных и т.п., их обработки и анализа. Методы включают технологические, биологические и комплекс экономических способов. Соответственно, представляет научный интерес в новом подходе в системе анализа и обработки информации по классификации животных, являющихся потенциальными объектами охоты, как для мусульман-охотоведов, так и для всех специалистов данной науки в целом [10]. В.К. Мельников считает, что к технологическим научным способам относятся своеобразные методы изучения способов добывания охотничьих животных, конструирование орудий добывания, разработка технологий освоения угодий, методы оценки охотничьих трофеев, товароведения пушного сырья. В связи с чем, достаточно обосновано, представляет научно-практический интерес разработка принципов методологии начала, то есть подготовки и дальнейшего ведения процесса охоты с точки зрения требований шариата с учетом государственного законодательства. Первым этапом, на наш взгляд, является сбор и систематизация различных видов животных, разрешенных на уровне государственных актов и одновременно исламским законодательством. Исследования должны непременно учитывать особенности количества видов животных с территориальной привязкой и необходимостью в регуляции численности особей. Уместно отметить по этому поводу мнение исламского ученого Ибн Хаджар о том, что сунной является охота за теми животными, которые представляют опасность жителям ближайших к территории обитания хищников селений. Тем самым исламское право также вводит на законодательном уровне вопросы регуляции животных и их популяций.Таким образом, для мусульман представляет интерес в разработке принципов начала ведения охоты в соответствии с синтезом государственного законодательства с правовыми нормами шариата.Рассмотрим некоторые положения упомянутого федерального закона № 209 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».В соответствии со статьей 22 рассматриваемого документа уделяется внимание проблеме сохранения биоресурсов за счет ограничения объёма отлова и отстрела охотничьих животных [1].Также в приказе №512 от 16.11.2011 от Минприроды «Об утверждении Правил охоты», пункта 23 отмечается необходимость в ограничении численности охотничьих животных с целью поддержания их объема, «предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих животных, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания» [2]. Что касается правовых норм шариата, а именно аспекта недопустимости чрезмерной растраты чего-либо, представляющего ценность (природно-сырьевые и биоресурсы и т.п.), то данной тематике уделяется достаточно глубокое и разностороннее исследование учеными-исламоведами [7-9]. С целью понимания требований в соответствии с религиозными канонами рассмотрим следующие термины. «Фикх» – наука изучающая правовые нормы, законодательства (шариата). Фикхом утверждается запрет на чрезмерное и необоснованную трату времени, каких-либо материальных ценностей, природных ресурсов. То есть, шариатом позиционируются бережное и ответственное отношение к окружающей среде. Сказано в Коране: «Не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (Глава «Скот», предложение 141), «ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Глава «Преграды», предложение 31) [3]. Также известны изречения пророка Мухаммада (Да благословит его Всевышний и приветствует), являющиеся примером бережного отношения к окружающей среде: Пророк Мухаммад (Да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ты должен проявлять бережливость при совершении омовения, если даже окажешься на берегу реки» (от Ибн Маджа хадис № 419) [7]. О запрещении убивать животное без веской причины, такой, как например эпидемия вируса и т.п., известный ученый Ибн Умар передавал, что пророк Мухаммад (Да благословит его Всевышний и приветствует) сообщил следующее: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Всевышним в Судный День», а также «Тот, кто убьёт даже воробья без особой нужды, Аллах привлечет к ответу в День Суда». Слушатели спросили: «О, Посланник, а что можно назвать особой нуждой?». Он ответил: «Если человек убивает животное, когда нуждается в еде, а не просто чтобы отрезать ему голову и выбросить его» [8, 9].Также прослеживается параллельность в законодательствах двух видов (государственного и религиозного, в данном случае шариатского) касательно вопроса соблюдения этики при непосредственном осуществлении отлова и отстрела животных. Глава 7 приказа №512 от 16.11.2011 «Об утверждении Правил охоты» посвящена моральным нормам, которыми должен руководствоваться охотник или рыболов при осуществлении своей деятельности. А именно, запрещается отстрел животных, спасающихся от наводнения, пожара, находящихся в бедственном положении и т.п.Тем не менее, на мусульманина налагается дополнительная ответственность в вопросах выбора вида охотничьего животного с точки зрения дозволенности употребления его мяса и компонентов в пищу и использования различных вторичных сырьевых ресурсов в быту. Актуально проведение обучающих курсов дополнительного образования для лиц, связанных с вопросами осуществления охоты и рыбной ловли. Наукой фикха утверждается перечень животных, относящихся к категории «Халял» и «Харам». Итак, термин «Халял» имеет достаточно многогранное значение. Дословный перевод с арабского языка «Халял» означает – разрешенный. «Харам» - означает запрещение, в данном контексте – употребление в пищу. В данной работе проведен анализ информационных таблиц вышеотмеченного приказа Приложения №1 рекомендуемых животных для охоты и их дозволенности употребления их в пищу и их запрета с точки зрения правовых норм шариата (таблица №1).Таблица 1 Анализ доступных к охоте на территории Российской федерации животных с точки зрения разрешенности либо запрета их отстрела.Выводы. Изученные принципы в вопросах подготовки к началу проведения охоты или рыбной ловли являются основой методологии в анализе современных способов охоты (в том числе рыбной ловли) и промышленного разведения животных сквозь призму правового регулирования фикха.Таким образом, видна единая концепция государственного и религиозного законодательства в сфере отношения человека к природе и окружающей среде.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Бикмухаметов С.К. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ МЕТОДОЛОГИИ НАЧАЛА И ДАЛЬНЕЙШЕГО ВЕДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОХОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ШАРИАТА С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 321 - 329. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14558 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*