'
Григорьев О.Е.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в работе рассматриваются основные проблемы, связанные с осуществлением Конституционным Судом Российской Федерации закрепленных за ним полномочий. Изучается порядок взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации с другими государственными органами и должностными лицами. Выдвигаются некоторые предложению по улучшению деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Ключевые слова:
Конституционный Суд, проблемы Конституционного Суда, Конституция, конституционный контроль, перспективы развития
Для обеспечения стабильности и эффективной реализации Конституции Российской Федерации в качестве «особого» закона необходимо наличие «особого» механизма ее защиты, каковым в современных правовых демократических государствах является конституционный контроль [4]. Указанный контроль представляет собой специфическую функцию государственных органов по обеспечению конституционной законности, прямого и непосредственного действия Конституции [5]. В Российской Федерации данная функция закреплена за Конституционным Судом.Несмотря на то, что этот государственный орган эффективно осуществляет закрепленные за ним полномочия, в его деятельности существуют некоторые проблемы, решение которых может усовершенствовать институт конституционного контроля и тем самым развить правовую систему государства.Во-первых, Конституционный Суд в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Далее – Закон о Конституционном Суде) вправе рассматривать дела только на основании поступивших в его адрес запросов, ходатайств и жалоб [2, ст. 3]. Поскольку этот государственный орган лишен инициативы по осуществлению закрепленных за ним полномочий, снижается и эффективность проведения конституционного контроля. Соответственно могут возникать ситуации, при которых акты, содержащие противоречащие Конституции положения, будут действовать и применяться. Поэтому можно считать целесообразным включение в действующее законодательство норм, позволяющих данному государственному органу в определенных случаях и пределах самостоятельно осуществлять функцию конституционного контроля. Далее, согласно ст. 81 Закона о Конституционном Суде за неисполнение, ненадлежащее исполнение или игнорирование решений указанного органа предусмотрена ответственность. Это раскрывается в ст. 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации [3]. Однако в соответствии с этими нормами Президента Российской Федерации нельзя привлечь к ответственности, поскольку он обладает неприкосновенностью [1, ст. 91]. Признано, что глава государства может быть отрешен от должности в результате совершения тяжкого преступления, однако нарушение, предусмотренное ст. 315 УК РФ, нельзя рассматривать в качестве такового. Таким образом исполнение решений Конституционного Суда лежит на совести главы государства. Поэтому необходимо преодолеть эту проблему путем принятия норм об ответственности Президента за несоблюдение предписаний Конституционного Суда.В-третьих, существуют некоторые вопросы и относительно кадрового состава данного государственного органа. Если учесть тот факт, что, согласно ст. 12 Закона о Конституционном Суде, предельный возраст пребывания в должности судей данного органа равен 70 годам, то в 2025 году почти треть нынешнего судейского состава будет вынуждена уйти в отставку. Но уйдут признанные специалисты в области конституционного судопроизводства, имеющие богатый опыт и глубокие знания в данной сфере. Учитывая также то, большинство судей Конституционного Суда, находящихся в отставке, продолжает успешно осуществлять научную и преподавательскую деятельность, необходимо поднять вопрос о целесообразности и необходимости закрепления предельного возраста нахождения в должности данных лиц.Другая кадровая проблема Конституционного Суда связана напрямую с количеством судей в его составе. В соответствии с недавними поправками в Основной закон государства общее число судей Конституционного Суда было уменьшено с 19 до 11 человек. Одновременно с этим были расширены его полномочия, что логично привело к увеличению нагрузки на указанных лиц. По этой причине растет вероятность принятия неоднозначных и спорных решений. Поэтому видится более правильным именно увеличение судейского состава Конституционного Суда. Вдобавок, появление большего числа судей может привести к более быстрому, справедливому и объективному разрешению дел. В-пятых, проанализировав действующее законодательство, можно сделать вывод, что огромную роль в формировании состава Конституционного Суда играет именно Президент Российской Федерации. В связи с этим глава государства способен влиять на деятельность Конституционного Суда. Следовательно, в целях соблюдения принципа разделения властей видится верным распределить данное полномочие между различными ветвями власти. Таким образом в деятельности Конституционного Суда можно выделить ряд проблем, которые, однако, не являются фундаментальными и в целом не имеют определяющего значения. Но их преодоление позволит улучшить работу судей данного органа, снять с них лишнюю нагрузку, обеспечить их независимость.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Григорьев О.Е. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 366 - 369. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14565 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*