'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 69

Просмотры  67 просмотров

Зубенко А.Ю.

  


ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПОДКУПНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ РАБОТНИКОВ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются различия между взяткой и коммерческим подкупом в российском уголовном законодательстве. Анализируются особенности квалификации этих преступлений в отношении работников ресурсоснабжающих организаций, выполняющих управленческие и публичные функции.   

Ключевые слова:
взятка, коммерческий подкуп, квалификация подкупных преступлений, ресурсоснабжающие организации, правоприменение   


Коррупция представляет собой одно из наиболее значимых преступных явлений, оказывающих негативное влияние на социально-экономическое развитие любого государства. В российском уголовном законодательстве можно выделить два основных вида коррупционных преступлений: взятку и коммерческий подкуп. Несмотря на их общую направленность, данные преступления имеют свои особенности и различия, которые необходимо учитывать при их квалификации и расследовании.Высокая общественная опасность подкупных преступлений не вызывает сомнений. Их характер и степень оцениваются не столько показателями официальной уголовной статистики, сколько колоссальным ущербом, который они причиняют экономической, политической, культурно-нравственной и иным сферам жизни общества и государства. Подкупные преступления создают благоприятную среду для развития и процветания коррупционной, организованной, экстремистско-террористической и других видов преступности, противодействие которым отнесено к приоритетным направлениям уголовно-правовой политики нашего государства [1, с. 5].Количество коррупционных преступлений в России неуклонно растет, что вызывает серьезную обеспокоенность среди общественности и властей. Этот рост свидетельствует о необходимости усиления мер по борьбе с коррупцией и повышения эффективности правоприменительных механизмов.Рис. 1. Количество осужденных по ст.ст. 204, 290 УК РФ в 2019-2023 гг. по данным Судебного департамента при ВС РФ [2].Взятка представляет собой неправомерное вознаграждение, передаваемое должностному лицу за совершение либо не совершение определённых действий в интересах дающего взятку. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ), взятка может выражаться в различных формах: денежные средства, ценности, имущество, а также услуги имущественного характера. Взятка может быть как передана непосредственно, так и через посредников.Основным объектом взяточничества является нормальная деятельность государственных органов, учреждений, организаций, их структурных подразделений и должностных лиц. При этом взятка может быть как "получена" (ст. 290 УК РФ), так и "дана" (ст. 291 УК РФ), что указывает на двусторонний характер данного преступления.Коммерческий подкуп, в отличие от взятки, представляет собой неправомерное вознаграждение, передаваемое работнику коммерческой или иной организации за совершение действий или бездействие в интересах дающего подкуп. В УК РФ коммерческий подкуп регулируется статьями 204 и 204.1. [3].Основным объектом коммерческого подкупа является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, включая общественные объединения и фонды. В отличие от взятки, в случае коммерческого подкупа речь идет о частных интересах, а не о публичных обязанностях должностных лиц.Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества или коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, получение взятки в значительном, крупном или особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников соответствующих преступлений, если эти обстоятельства охватывались их умыслом [4].Первое важное различие между взяткой и коммерческим подкупом заключается в субъекте преступления. Субъектом взятки может быть только должностное лицо, наделенное властными полномочиями или выполняющее управленческие функции в государственных органах, учреждениях, организациях. В то время как субъектом коммерческого подкупа является лицо, занимающее должность в коммерческой или иной организации, но не являющееся должностным лицом в смысле УК РФ.Второе отличие заключается в объекте преступления. В случае взятки объектом является нормальная деятельность государственных органов и должностных лиц. В то время как коммерческий подкуп нарушает нормальную деятельность коммерческих и иных организаций, затрагивая интересы частных лиц и организаций.Третье отличие состоит в характере и цели вознаграждения. Взятка обычно направлена на нарушение или выполнение должностных обязанностей в интересах взяткодателя, что может повлечь негативные последствия для публичных интересов. Коммерческий подкуп, в свою очередь, нацелен на нарушение корпоративных норм и правил, что влияет на частные интересы и коммерческую выгоду.Четвертое отличие касается нормативного регулирования. Взятка регулируется статьями 290 и 291 УК РФ, где подробно описаны составы преступлений, связанные с получением и дачей взятки, а также посредничеством в этих действиях. Коммерческий подкуп регулируется статьями 204 и 204.1 УК РФ, которые охватывают аналогичные деяния, но в отношении работников коммерческих и иных организаций.Пятое отличие связано со степенью общественной опасности. Взятка традиционно рассматривается как более общественно опасное деяние, поскольку она подрывает основы государственного управления и доверие к государственным институтам. Коммерческий подкуп, хотя и является серьёзным преступлением, в основном затрагивает частные интересы и корпоративные нормы, что делает его менее общественно опасным по сравнению с взяткой.Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть, взятка и коммерческий подкуп имеют существенные различия как в субъекте и объекте преступления, так и в характере и цели вознаграждения. Важно учитывать эти различия при квалификации и расследовании данных преступлений, а также при разработке мер по их профилактике и пресечению. Эффективная борьба с коррупцией требует комплексного подхода, включающего как законодательные меры, так и усиление правоприменительной практики и общественного контроля.Квалификация преступлений, связанных с подкупом работников ресурсоснабжающих организаций в России, представляет собой сложную и многогранную проблему, требующую учета различных правовых и социальных факторов. Ресурсоснабжающие организации играют ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности населения и функционирования экономики, что делает вопрос борьбы с коррупцией в этой сфере особенно актуальным. В данной статье уделено внимание различию между взяткой и коммерческим подкупом, а также особенности их квалификации в контексте деятельности ресурсоснабжающих организаций.Работники ресурсоснабжающих организаций (РСО), хотя они и являются работниками коммерческих организаций, могут выполнять функции, которые позволяют им оказывать значительное влияние на экономические процессы и благосостояние граждан. Это обстоятельство определяет высокую степень риска коррупции в этой сфере. При квалификации преступлений, связанных с подкупом работников РСО, необходимо учитывать следующие аспекты.Если работник РСО является должностным лицом, на него распространяются нормы, касающиеся взятки. Должностное лицо определяется как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.Если работник РСО выполняет управленческие функции, но не является должностным лицом, его действия могут квалифицироваться как коммерческий подкуп. Управленческие функции включают руководство трудовым коллективом, принятие решений о хозяйственной деятельности, контроль за выполнением решений и распоряжений.Основное различие между взяткой и коммерческим подкупом заключается в статусе лица, получающего незаконное вознаграждение, и в характере его деятельности.Взятка предполагает наличие должностных полномочий, и её получение связано с выполнением или невыполнением таких полномочий. Например, работник РСО, который одновременно является государственным служащим или должностным лицом, может получать взятки за предоставление лицензий, заключение контрактов, разрешение на подключение к сетям и т.д. При этом он может и не являться должностным лицом в смысле УК РФ.Квалификация преступлений, связанных с подкупом работников ресурсоснабжающих организаций, требует тщательного анализа статуса и функций работников, а также характера их деятельности.Один и тот же работник при разных обстоятельствах, хотя и обладая одним и тем же статусом, может выполнять различные функции.По мнению автора статьи, в случае, когда получение взятки коррелирует с выполнением работником РСО функций, затрагивающих предмет государственного регулирования, подкуп такого работник должен квалифицироваться как взятка, несмотря на формальное отсутствие статуса должностного лица.Разграничение взятки и коммерческого подкупа является ключевым моментом в правильной правовой оценке таких деяний. Понимание этих различий позволяет эффективно противодействовать коррупции в ресурсоснабжающих организациях и обеспечивать защиту интересов общества и государства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Зубенко А.Ю. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПОДКУПНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ РАБОТНИКОВ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 409 - 415. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14573 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14573



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.