'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 77

Просмотры  69 просмотров

Муравьев А.С.

  


ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
правовое регулирование рекламной деятельности представляет достаточно сложную область законодательства. Реклама регламентируется специальным законом, а также комплексом отдельных правовых актов, которые имеют косвенное отношение к рекламному делу. С одной стороны, наличие законодательства в сфере регулирования рекламы характеризуется с положительной точки зрения, поскольку действующий закон устанавливает важные параметры и элементы, имеющие отношение к рекламной деятельности. Однако, для понимания современных проблем регулирования рекламной деятельности, целесообразно обратится к изучению исторического опыта, уточнению исторических основ правового регулирования рекламной деятельности.   

Ключевые слова:
реклама, рекламная деятельность, правовое регулирование, этапы регулирования рекламы   


История правового регулирования рекламной деятельности началась сравнительно недавно. До середины 1995г. законодательство России достаточно размыто отражало различные аспекты, имеющие отношение к рекламной деятельности. В дальнейшем, появились правовые акты, положения которых тем или иным образом затрагивало рекламу. В целом этапы правового регулирования рекламной деятельности, начавшиеся с периода 1995г., целесообразно представить на рисунке 1.Рис. 1. Этапы развития правового регулирования рекламной деятельности [2, с.204].Уточним этапы, представленные на рисунке 1, более обстоятельно.Необходимо подчеркнуть, что до периода 1995г. регулирование рекламной деятельности осуществлялось достаточно фрагментарно, и было связано с производством и распространением рекламы.Наиболее ранние попытки, имеющие отношение к регулированию рекламы, связаны со вступлением в силу закона РСФСР от 22 марта 1991г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В частности, 10 статья закона имела некоторое отношение к рекламе, и устанавливала правовую ответственность за недобросовестную конкуренцию. Помимо этого, данная статья устанавливала ответственность за то, что производитель товара вводит в заблуждение потребителей посредством неправильного информирования о свойствах товара [3, с.115].Можно утверждать, что этот закон стал одним из первых правовых актов, имеющих отношение к дальнейшему регулированию рекламной деятельности.Вторым правовым документом, связанным непосредственно с организацией рекламной деятельности, стал закон РСФСР от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации». Основной положительный аспект закона состоял в том, что он указывал на недопустимость распространения неверной, недостоверной информации. Закон стал своего рода прообразом современного закона «О рекламе», однако в этом правовом документе еще не учитывалась важность и значимость рекламы, и ее последствия для общества и экономики.С 7 апреля 1992г. вступил в силу закон РСФСР «О защите прав потребителей», что также стало определенным индикатором дальнейшего развития законодательства в сфере регулирования рекламной деятельности и деятельности, связанной с распространением информации. Несомненное достоинство закона заключается в том, что он установил требования к информации о товарах, работах, услугах, предоставляемой потребителям, а также обозначил четкие меры ответственности за нарушение прав потребителей.Появление этого закона очень важно, поскольку он защищает интересы потребителей, предоставляет им определенные права, благодаря которым люди получили возможность отстаивать свои интересы, связанные с обеспечение безопасности жизни и здоровья.Следующий период формирования законодательства в сфере рекламы связан со сложными кризисными явлениями в политической и социально-экономической жизни. В 1994г. по стране прокатилась волна банкротств финансовых компаний, что привело к серьезными финансовым потрясениям, в которых многие обвиняли государство и правительство. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию, снизить напряженность, 10 июня 1994г. были подписаны два Указа: «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», «О защите прав инвесторов». Специфика этих указов состояла в том, что за отдельными видами рекламы устанавливались определенные ограничения, а также вводился государственный контроль за процессом оказания рекламный услуг [4, с.4].Этот же период характеризуется существованием нескольких проектов закона «О рекламе», наличием следующих мнений в отношении данного закона:специалисты в сфере рекламы критиковали государство, уточняя, что реклама – это искусство, и «загонять» искусство в определенные рамки не целесообразно; поэтому государство не должно вмешиваться в рекламную деятельность;по мнению оппонентов данной точки зрения, именно отсутствие законодательства о рекламе стало одной из причин социальной напряженности, поэтому требуется разумное регулирование рекламной деятельности.После многочисленных дискуссий и споров 18 июля 1995г. был подписан Федеральный закон «О рекламе». Данный закон был посвящен коммерческой и социальной рекламе, а политическая реклама полностью исключалась.Первый закон «О рекламе» содержал следующие важные элементы:определял общие принципы рекламной деятельности в стране;способствовал регулированию отношений, возникающий в процессе создания и распространения рекламной деятельности;устанавливал ключевые понятия в области рекламной деятельности;определял требования и правила рекламной деятельности;Следует подчеркнуть, что первый закон «О рекламе» был действителен в течении более чем 10-летнего периода. За это время в социально-экономической жизни страны произошло множество изменений, в первую очередь связанных с цифровой трансформацией всех элементов общественных отношений [4, с.5-6].Новый закон «О рекламе» был принят и подписан Президентом после соответствующих обсуждений 13 марта 2006г. Уточним обстоятельные причины, обусловившие необходимость появления нового закона:Одна из причин заключалась в том, что с момента принятия первого закона «О рекламе», содержащиеся в первом законе нормы и положения несколько изменились по содержанию, форме и сущности. Появилась потребность новой формулировки ключевых понятий и трактовок, имеющих отношение к процессу организации рекламной деятельности.Первый закон «О рекламе» практически не учитывалась правоотношения и их специфику, которые возникают между субъектами в результате рекламной деятельности.Требовалась отраслевая конкретизация рекламной деятельности, которая, однако, до настоящего момента не является полностью уточненной [4, с.5].Следовательно, появилась обстоятельная необходимость в уточнении правовых норм, связанных с рекламной деятельностью, что, частичным образом, было достигнуто в процессе разработки и реализации закона «О рекламе».Важной отличительной особенностью нового закона «О рекламе» стал факт практического неиспользования международных норм, на которых базировался первый закон.В целом, обзор исторического опыта, позволяет обозначить следующие положительные и негативные моменты правового регулирования рекламы (рисунок 2).Рис. 2. Оценка опыта разработки правовых норм в сфере регулирования рекламной деятельности.Таким образом, для дальнейшего совершенствования правовых аспектов в сфере рекламы крайне важен учет исторического опыта, законодательных основ. Кроме того, ключевым вектором должно являться необходимость учета новых особенностей рекламной деятельности, отслеживание изменений, и уточнение законодательства с учетом таких изменений в перспективе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Муравьев А.С. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 470 - 476. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14581 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14581



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.