'
Необутова А.В.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ *
Аннотация:
в работе затрагиваются проблемы защиты прав несовершеннолетних, анализируются положения Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года. Также приводятся примеры совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Ключевые слова:
защита прав несовершеннолетних, Гаагская конвенция 1980 года, похищение детей, профилактика, административно-правовые средства
Каждый ребенок, независимо от его возраста, расы, пола, достатка или места рождения, имеет права. Эти права закреплены как в международном праве, так и на национальном уровне в Российской Федерации.Прежде всего, защита детей должна обеспечиваться родителями и обществом, которое их окружает, а затем государствами. Конечно, благополучие каждого ребенка не может быть достигнуто одним и тем же способом. Каждый ребенок-уникальный человек с особыми потребностями. Кроме того, индивидуальные характеристики ребёнка (возраст, пол, состояние здоровья, инвалидность или нет, наличие или отсутствие родителей, происхождение и т. д.) позволят идентифицировать их потребности, чтобы обеспечить их благополучие.Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года направлена на защиту детей в международно-правовых отношениях от неправомерного похищения, а также регламентирует процедуру возвращения детей в государство постоянного проживания. Очень часто родители, граждане разных стран, в основном после развода, не могут мирно урегулировать спор о детях, в том числе и вопрос о том, с кем останется ребёнок. И, как следствие из этого, один из родителей похищает ребенка и увозит его в свою страну, что является проблемой для государственных органов разных стран.«Похищение», как оно используется в названии Конвенции, не подразумевается в уголовном смысле. Этот термин является сокращением для фразы «неправомерное перемещение или удержание», которая встречается по всему тексту, начиная с формулировки преамбулы и статьи 1.Конвенция применяется только к детям в возрасте до шестнадцати лет. Даже если ребенку не исполнилось шестнадцати лет на момент неправомерного перемещения или удержания, а также в момент ссылки на Конвенцию, Конвенция перестает применяться, когда ребенку исполняется шестнадцать.В статьях 18, 29 и 34 четко указывается, что Конвенция 1980 года – это средство правовой защиты при похищении детей на международном уровне. Статья 29 разрешает лицу, которое заявляет о нарушении прав на хранение или доступ, как определено в статьях 3 и 21, полностью обойти Конвенцию, ссылаясь на любые применимые законы или процедуры для обеспечения возвращение ребенка. Аналогичным образом, статья 34 предусматривает, что Конвенция не ограничивает применение какого-либо закона в государстве, в котором рассматривается вопрос о возвращении ребенка или об организации прав на посещение. Предполагая, что такие законы не ограничиваются детьми младше шестнадцати лет, ребенок шестнадцати лет и старше может быть возвращен в соответствии с их положениями. Несмотря на общее применение Конвенции к детям в возрасте до шестнадцати лет, следует отметить, что пожелания взрослых детей относительно их возвращения не игнорируются в соответствии с Конвенцией.С практической точки зрения на Конвенцию можно ссылаться, если ребенок обычно проживал в Договаривающемся государстве и был доставлен в другое Договаривающееся государство или оставлен в нем. Соответственно, дела о похищении и удержании детей подлежат рассмотрению в соответствии с Конвенцией, если они носят международный характер (в отличие от межгосударственных) и при условии, что Конвенция вступила в силу для обеих участвующих стран.Если буквально толковать статью 35 Конвенции, то получается, что Конвенция не будет применяться к ребенку, который был неправомерно перемещен из одного Договаривающегося государства в другое, если неправомерное перемещение или удержание произошло до вступления Конвенции в силу в этих государствах. Однако при расширительном толковании статья 35 может быть истолкована как охватывающая неправомерное перемещение или случаи удержания, которые начались до вступления Конвенции в силу, но которые продолжались после ее вступления в силу.Дети, которые подпадают под действие Конвенции, автоматически не лишаются её защиты на основании судебного решения о предоставлении опеки предполагаемому правонарушителю. В соответствии со статьей 17 государство не имеет право отказать в возвращении ребенка исключительно на основании судебного постановления о предоставлении опеки предполагаемому нарушителю вынесенного одним из его собственных судов или судами другой страны. Это положение призвано, в частности, обеспечить преимущественную силу Конвенции перед постановлениями, вынесенными в пользу похитителей до того, как суд уведомил о незаконном перемещении или удержании. Таким образом в соответствии со статьей 17 лицо, которое неправомерно удерживает ребенка в Договаривающемся государстве, не может изолировать ребенка от положений Конвенции о возвращении только путем получения распоряжения об опеке в стране нового проживания или путем обращения туда с просьбой о приведении в исполнение распоряжения другой страны. Также предполагаемый правонарушитель не может ссылаться на устаревший указ о предоставлении ему или ей опеки, положения которого впоследствии были отменены по соглашению или молчаливому согласию сторон для предотвращения возвращения ребенка в соответствии с Конвенцией.В названии самой Конвенции имеется термин похищение, но речь не идёт о договоре об экстрадиции. Поведение, предусмотренное Конвенцией – незаконное похищение или удержание детей является противоправным не в уголовном, а в гражданском смысле.Гаагская конвенция устанавливает гражданские процедуры для обеспечения возвращения так называемых похищенных детей и стремится удовлетворить главную проблему пострадавшего родителя. Конвенция не касается вопроса о том возвращается ли лицо, которое как было установлено незаконно похитило или удержало ребенка в страну обычного проживания ребенка после того, как ребенок был возвращен в соответствии с Конвенцией. Это противоречит процессу уголовной экстрадиции, который направлен на обеспечение возвращения преступника, скрывающегося от правосудия. Когда скрывающийся от правосудия родитель экстрадируется для суда или отбывания уголовного наказания, нет никакой гарантии, что похищенный ребенок также будет возвращен. Хотя неясно будут ли договоры об уголовной экстрадиции регулярно применяться в международных делах о заключении под стражу между странами, в отношении которых действует Гаагская конвенция, ничто в Конвенции не запрещает их применение или использование.Поскольку подавляющее большинство случаев похищения возникает в контексте развода супругов или раздельного проживания, лицом, предусмотренным статьей 3 (а), чаще всего будет родитель ребенка. Типичный сценарий предполагает, что один из родителей забирает ребенка из одной страны в другую из-за возражений родителя, с которым жил ребенок. Однако могут возникнуть ситуации в которых лицо, не являющееся биологическим родителем, фактически осуществляло опеку над ребенком и, следовательно, имеет право добиваться возвращения ребенка в соответствии с Конвенцией. Примером может служить бабушка или дедушка, которые имели опеку над ребенком после смерти родителя, с которым проживал ребенок. Если впоследствии оставшийся в живых родитель заберет ребенка из-под опеки бабушки и дедушки, пострадавшие бабушка и дедушка могут сослаться на Конвенцию, чтобы обеспечить возвращение ребенка.В другой ситуации ребенок может находиться на попечении приемных родителей. Если права на опеку, осуществляемые приемными родителями, нарушаются, например, в результате похищения ребенка его биологическим родителем, приемные родители могут ссылаться на Конвенцию для обеспечения возвращения ребенка.Когда права человека на опеку были нарушены в результате похищения другим лицом, он или она может также ходатайствовать о возвращении ребенка, в соответствии с Конвенцией. Это право на возвращение является основой Конвенции.Конвенция устанавливает два способа, с помощью которых ребенок может быть возвращен. Один из них заключается в прямом обращении потерпевшего лица в суд в Договаривающемся государстве, в которое был доставлен ребенок или в котором он содержится. Другой способ заключается в подаче заявления в Центральный орган, который должен быть создан каждым Договаривающимся государством. Эти средства правовой защиты не являются взаимоисключающими, потерпевшее лицо может ссылаться на одно из них или на оба. Более того потерпевшее лицо может также использовать средства правовой защиты за пределами Конвенции. Ходатайство о возвращении в соответствии с Конвенцией может быть подано в любое время после того, как ребенок был вывезен или оставлен у себя до достижения ребенком шестнадцати лет.В соответствии со статьей 29 лицу не запрещается добиваться возвращения ребенка в судебном порядке в соответствии с законами и процедурами отличными от Конвенции. Действительно, в статьях 18 и 34, четко указывается, что ничто в Конвенции не ограничивает полномочия суда возвращать ребенка в любое время путем применения других законов и процедур, способствующих достижению этой цели.Также в работе следует отметить, что защита прав несовершеннолетних детей на протяжении уже долгого периода является одним из главных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов. В соответствии с определенным кругом полномочий, которыми обладает Федеральная служба судебных приставов, постоянно ведётся работа по ряду исполнительных производств в рамках защиты интересов прав детей.На практике же возникает много проблем и трудностей, когда, к примеру, судебный пристав-исполнитель сталкивается с проявлением негатива со стороны родственников ребенка, который проявляется в различных видах. Работа пристава-исполнителя заключается в сохранении баланса между соблюдением нормативно правовых актов и сохранением эмоционально-психического состояния ребенка в столь и так сложной для него ситуации.Более того, для обеспечения благополучия и высших интересов ребенка государства должны создать систему защиты ребенка. В том числе, говоря о Российской Федерации, наладить процесс исполнения судебных решений международных судов Федеральной службой судебных приставов. Так как это является важным элементом защиты конституционных прав детей-граждан Российской Федерации при реализации положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года.Также в последние пару лет Российскую Федерацию захлестнула волна массовых убийств, совершаемых в образовательных учреждениях. Данное явление называется эффектом Колумбайна в связи с массовой стрельбой Эрика Харриса и Дилана Клиболда, двух учеников старших классов, в средней школе Колумбайна 20 апреля 1999 года. Стоит упомянуть, что движение «Колумбайн» признано террористическим и запрещено на территории РФ. Соответственно, нарушается главное право несовершеннолетних – право на жизнь. В данном случае необходимо совершенствовать административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе охрану в школах (от структуры до кадрового состава).Прежде всего, защита детей должна обеспечиваться родителями и обществом, которое их окружает, а затем государствами. Конечно, благополучие каждого ребенка не может быть достигнуто одним и тем же способом. Каждый ребенок-уникальный человек с особыми потребностями. Кроме того, индивидуальные характеристики ребёнка (возраст, пол, состояние здоровья, инвалидность или нет, наличие или отсутствие родителей, происхождение и т. д.) позволят идентифицировать их потребности, чтобы обеспечить их благополучие.Государства-члены по-прежнему, как представляется, слишком готовы пренебрегать своими обязательствами в правовых отношениях в защите прав ребенка. Основная причина такого несоблюдения положений Гаагской конвенции 1980 года заключается в том, что политики и лица, которые принимают решения, иногда профессионалы, работающие с ними, и даже их родители по-прежнему часто не считают детей полноправными носителями прав. Это приводит к продолжающимся нарушениям их прав на всем континенте.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Необутова А.В. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 498 - 505. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14585 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*