'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 85

Просмотры  28 просмотров

Рябова Т.А., Стяжкина В.С.

  


ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос правового регулирования объектов природного наследия. Раскрывается понятие природного наследия, аанализируется использование данной эколого-правовой категории в российском законодательстве. Делаются выводы о необходимости дополнительного законодательного урегулирования объектов природного наследия.   

Ключевые слова:
объекты природного наследия, объекты культурного наследия, Список всемирного наследия ЮНЕСКО, культурное наследие, природное наследие   


В настоящее время особого внимания требует вопрос охраны природного наследия. Это связано с тем, что ввиду вовлечения в экономический и хозяйственный оборот новых природных запасов, преобладающей формой природопользования выступает хищническое потребление природных ресурсов.Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года в ст. 2 дает определение понятию «природное наследие» следующим образом:· природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки,· геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения,· природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.[1]Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено понятие «объектов природного наследия», включающее природные объекты, памятники природы, геологические и физиографические образования, строго ограниченные зоны, а также природные достопримечательности, соответствующие критериям выдающейся универсальной ценности, определенным в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.[2] Кроме того, закон вводит понятие «объектов всемирного природного наследия», которые являются объектами природного наследия, включенными в Список всемирного наследия.Опираясь на приведенные определения можно сделать вывод, что отличие между объектами природного наследия и объектами всемирного природного наследия состоит в том, что последние прошли процедуру включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, что обеспечивает защиту этих объектов в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия. Определение правового статуса объектов природного наследия, не включенных в Список, представляет особую сложность, поскольку данная категория редко упоминается в законодательных актах.Особую трудность в определении правового статуса объектов природного наследия, не включенных в Список, вызывает то, что данная правовая категория редко упоминается в текстах законодательных актов.Также сам термин «охрана» применительно к объектам природного наследия, используется крайне редко. В связи с этим, основываясь на действующем законодательстве, тяжело проследить как происходит урегулирование охраны объектов природного наследия.Например, в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) [3] почти нет норм, где упоминались бы объекты природного наследия. Согласно одному из ключевых принципов земельного законодательства приоритетом является сохранение особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Согласно ст. 100 ЗК РФ особо ценные земли формируются из земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, без упоминания объектов природного наследия. Однако по смыслу п. 5 ст. 27 того же закона в обороте ограничиваются также земли, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, который подразумевает и объекты природного наследия.Часто можно увидеть тандем терминов «культурное наследие» и «природное наследие», например, такую конструкцию содержит «Список всемирного культурного и природного наследия Юнеско», а также вышеупомянутая ст. 12 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».«Культурное наследие» как категория получила более многостороннее регулирование, что объясняется её в большей степени сформированным законодательным закреплением. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [4] служит основой для этой категории. Существует даже реестр, в котором объекты культурного наследия, не включенные в ЮНЕСКО, классифицируются как федеральные, региональные, местные, кроме того, предусмотрена процедура, позволяющая им получить статус «особо ценных».Многие исследователи придерживаются мнения что у объектов природного наследия отсутствует четкий правовой статус ввиду существования особо охраняемых природных территорий.В наше время, под влиянием экономической активности, объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия и не включенные в него, подвергаются существенному негативному воздействию, в том числе со стороны человека. Поэтому на законодательном уровне представляется важным установить различия между объектами природного наследия и иными эколого-правовыми категориями. Для этого можно использовать опыт ЮНЕСКО и создать аналогичный реестр объектов природного наследия, а также установить соответствующий режим охраны для таких объектов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рябова Т.А., Стяжкина В.С. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 522 - 526. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14589 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14589



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.