'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 102

Просмотры  107 просмотров

Амирова Э.Р., Байтурсынова А.А.

  


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СДВГ *

  


Аннотация:
в статье описываются основные принципы, цели, задачи и направления логопедической помощи по развитию фразовой речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. При работе по развитию фразовой речи очень важно следовать правильному алгоритму и следовать целям, поставленным в начале работы. В данной статье рассказывается о главных принципах, которые следует соблюдать для полноценной и правильной логопедической работе при коррекции фразовой речи детей дошкольного возраста.   

Ключевые слова:
синдром дефицита внимания и гиперактивности, связная речь, фразовая речь, цели, задачи, принципы   


От качества диагностики зависят выбор средств и определение путей коррекционно-развивающей работы. Для детей с речевыми нарушениями особенно важно определить соответствующие методы, приемы и возможности обучения с учетом выявленных у него отклонений в личностной, интеллектуальной и поведенческой сферах. Разработанные принципы диагностики были и остаются основой для теории и практики [1].Формирование фразой речи у детей дошкольного возраста играет огромную роль. Представляя собой высказывание, фразовая речь является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает во фразовой речи [2, 3, 4].Огромное значение имеет овладение предложением как единицей речи, ибо оно является основной формой выражения мысли. По мнению А. Н. Леонтьева, обучение фразовой речи есть необходимое условие для того, чтобы ребенок правильно и литературно формулировал свою мысль. Это, по мнению исследователя, своего рода коррекция способов языковой реализации той или иной коммуникативной задачи [5].С целью комплексного исследования связной речи детей была использована методика обследования связной речи В. П. Глухова. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам, составление предложения по трем картинкам, связанным тематически, пересказ текста, составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, сочинение рассказа на основе личного опыта, составление рассказа-описания.В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова считают, что предпосылками к овладению повествовательной монологической речью являются не только высокий уровень развития лексического и грамматического строя речи, но и сформированные психологические процессы, такие как: память, внимание, мышление и воображениеРабота по формированию речевой деятельности ребенка включает в себя следующие аспекты:( расширение словарного запаса,( понимание значения слов,( совершенствование грамматического строя речи,( развитие фразовой речи, а также работа над улучшением внимания.Обозначив аспекты формирования речевой деятельности ребенка была сформирована цель.Цель – формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гипеарактивностью. Сформировав цель были выделены и обоснованы задачи коррекционной работы.Основные коррекционные задачи развития связной речи:а) систематизирование работ по формированию внимания,б) формирование навыков речевого общения на занятиях, в повседневной жизни и деятельности детей,в) обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний,г) развитие самоконтроля за собственной речью.Использование методов строится на следующих принципах:1. Принцип свободы говорит о том, что занятия не могут быть обязательными или принудительными. Они должны строиться только на интересе самих детей [6].2. Принцип взаимодействия рассматривается на нескольких уровнях [6]:а) на уровне взаимоотношения между взрослым и ребенком: – взаимодействие как взаимное творчество педагога и ребенка, – взаимодействие участников деятельности,б) на уровне взаимодействия задач на разных стадиях формирования выразительного образа.3. Принцип игровой цели материала с учетом возрастных особенностей ребенка [6].4. Принцип рациональной и эффективной подачи материала [6]:а) постепенность,б) системность и обобщенность предлагаемого детям материала.5. Принцип сочетающихся в процессе обучения самовоспроизводящихся и творческих типов заданий [6].6. Принцип принятия сведений возрастной и психологической особенности детей дошкольного возраста [6].При планировании коррекционной работы важно опираться на принципы, которые позволяют направить коррекционную работу в нужном направлении и создать ситуацию максимального успеха в данной работе. Учитывая ряд педагогических условий, становится возможным решение задач развития фразовой речи через обучение рассказыванию.Под данными условиями понимают теоретические и практические назначения, установки, средства организации образовательного процесса. К таким условиям относят:1. Подбор литературных тем для использования их в речевой деятельности детей дошкольного возраста, учитывая доступность, педагогическую целесообразность и эффективность, в соответствии с гигиеническими нормами дошкольного учреждения [7].2. Знания и умелое применение педагогом технологий, различных приемов обучения составления рассказа и пересказа [7].3. Обеспечить детей определенной наглядностью, воспитывать внимательное наблюдение за объектами и явлениями окружающего мира [7].4. Постепенно усложнять осваиваемые детьми способности речевой деятельности [7].5. Комплексно использовать взаимодополняющие формы работ по развитию фразовой речи (совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей) [7].6. Комплексно и системно использовать методы и приемы развития фразовой речи детей [7].7. Взаимодействовать между руководителями и педагогами по данной проблеме использования техник (разработки, методические пособия и т.д.), а также необходимо наличие материально-технической базы и рациональная организация места для работы с ними [7].8. Использование нейропсихологических игр для коррекции внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.Во время занятия ребёнок с СДВГ требует значительного внимания со стороны педагога, направленного на осуществление контроля за реализацией программы деятельности и качества деятельности. Целесообразно при подготовке к занятию уменьшить количество отвлекающих стимулов в помещении логопедического кабинета (например, закрыть зеркало, закрыть шкафы с пособиями и материалами учителя-логопеда, убрать наглядные и иные пособия, которые не будут использоваться во время занятия, разместить необходимые для занятия пособия в закрытые коробки и др.). Это не обозначает создания обеднённой среды, но логопеду необходимо снизить влияние сенсорного поля на ребёнка, создать условия, способствующие концентрации внимания на учебном задании [8].Поскольку дети с СДВГ нуждаются в высокой двигательной активности, в структуру логопедического занятия следует включить дополнительные динамические паузы. Структура логопедического занятия должна соответствовать возможностям ребёнка и в сфере концентрации произвольного внимания. В общем виде схема варьирования степени сложности заданий в течение занятия может быть представлена следующим образом: в начале логопедического занятия ребёнку предлагаются простые для него задания, позволяющие включиться в деятельность, в середине занятия предлагаются наиболее сложные задания, в конце – снова простые, доступные для выполнения, даже когда у ребенка нарастают признаки утомления.Для поддержания мотивации к коррекции нарушений речи менее предпочитаемые детьми виды деятельности должны предшествовать более предпочитаемым. В рамках этой схемы необходимо предусмотреть достаточно высокую частоту смены видов деятельности, которая определяется исходя из индивидуальных возможностей конкретного ребёнка. Дети с СДВГ на начальных этапах коррекционной работы нуждаются в коротких и конкретных инструкциях, многоступенчатые инструкции следует разбивать на части, включающие максимум два шага выполнения задания.Таким образом, учитывая основные принципы, цели, задачи, направления логопедической работы по развитию фразовой речи у детей изучаемой группы, содержание и результаты коррекционной работы будут иметь положительную динамику.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Амирова Э.Р., Байтурсынова А.А. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СДВГ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 619 - 625. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14606 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14606



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.