'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 103

Просмотры  34 просмотров

Болысбай А.Н., Ибатова Г.Б.

  


ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ *

  


Аннотация:
основная цель использования технологии ТРИЗ в логопедической науке – развитие у ребенка навыков формирования предложений и развитие умения систематически объяснять происходящие процессы. Многие исследователи уделяли особое внимание развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Оно не только развивает творческие способности ребенка, но и постоянно совершенствует умение говорить, овладение литературным языком – это этап бурного развития и формирования образованности и интеллекта в будущем. Поэтому развитие речевых навыков должно осуществляться всесторонне и полноценно. Умелое использование методов ТРИЗ для успешного развития творческих способностей и связной речи дошкольников.   

Ключевые слова:
технология ТРИЗ, творчество, воображение, предложение, словарный запас, воображение, дидактика, игра   


Основная цель использования технологии ТРИЗ в логопедической науке – развитие у ребенка навыков формирования предложений и развитие умения систематически объяснять происходящие процессы. Основная особенность использования технологии ТРИЗ заключается в том, что в ходе использования этого метода ребенок решает не просто простые задачи, но и творческие задачи и возникающие там проблемы. Если быть более конкретным, ТРИЗ – это технология развития творческих способностей ребенка. Преимущества использования технологии ТРИЗ на логопедических занятиях:• развиваются творческие способности детей,• создает условия для развития умения детей строить предложения (обогащение словарного запаса, использование синонимов и антонимов),• развивая художественное творчество ребенка, мы можем узнать о его психологических особенностях,Занятия по логопедической коррекции проводятся на основе пирамиды развития Вильямса и Шелленбергера. На каком этапе мы используем технологию ТРИЗ на логопедических занятиях?Логопедические занятия основаны на пирамидальном учении Уильямса и Шелленбергера. Пирамида Вильямса и Шелленбергера образует систему деятельности, которая является основой развития любого ребенка. Это ясно показывает, что развитие и обучение ребенка идут «снизу вверх». Невозможно развивать навык, расположенный в «верхних слоях» пирамиды, не обеспечив развитие ребенка в «нижних слоях». Пирамида состоит из 4 стадий развития. Начальный этап – это этап сенсорного развития ребенка. На самой первой ступени пирамиды ребенка ждет этап сенсорного развития. Сенсорные системы – основа развития человека.Методы и материалы исследования. Исследование проведено во II квартале 2023 года с 20 детьми 5-ти лет с в целом слаборазвитой речевой речью. В исследовательской работе использовались два творческих метода технологии ТРИЗ.1. Метод «Найти противоречия». Цель: Помогает увидеть противоречия в окружающей действительности и научить детей их формулировать. Учимся выявлять противоречия в вещах.Результаты исследования. Метод «Найди противоположности» Познакомить детей с контрастами можно, предложив им найти в окружающей среде предметы с противоположными свойствами. Например: что может быть одновременно холодным и горячим? (Утюг, сигарета, паяльник). Твердое и жидкое? (Мед, сахар, соль...) и т. д. Второй способ знакомства с контрастами – игра «Хорошо-плохо» или ее варианты, например, «Комфортно-некомфортно», «Нравится-не нравится». Например, «лучше ежу быть колючим: будет волк». не обижайте его, но плохо, что его нельзя гладить». «Мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, но я не люблю замерзать». Противоречие с ребенком можно найти в пословицах, например: «Мороз не велик, но не говорит стоп», «Любишь кататься, любишь и санки поднять», в загадках, например: «Рук нет, ног нет, но рисовать умеет», «Не лает, не кусает, но в дом не пускает». Может находить противоречия в художественной литературе: сказках, стихах, произведениях искусства. Ход выполнения задачи был отмечен «высоким, средним и низким» уровнями. Высший уровень присваивался, когда ребенок находил 4 противоположности. А когда он правильно ответил на 2 вопроса, то был на среднем уровне. А 0 и 1 правильный ответ означают низкий уровень. Таким образом, в исследовании у 8 детей в группе был высокий уровень, у 4 детей - средний уровень, у 6 детей - низкий уровень. По процентным показателям достаточен 45%, средний уровень 22% и низкий уровень 33%.Рис 1. Найти противоречия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Болысбай А.Н., Ибатова Г.Б. ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 626 - 630. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14607 (дата обращения: 06.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14607



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.