'
Бондаренко Д.С.
ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются основное влияние адаптивной лечебной физической культуры на детей с расстройствами аутистического спектра. Отмечены правила проведения занятий с ребенком с РАС, а также особенности детей с нарушениями. Данная тема актуальна в наше время. Современный, быстроразвивающийся мир требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, имеющему те, или иные нарушения.
Ключевые слова:
дети с РАС, лечебная физическая культура, адаптивная физическая культура, физическое воспитание детей, инклюзивное образование
Аутизм – это неврологическое расстройство, которое влияет на развитие социальных и коммуникативных навыков. Дети с аутизмом имеют повышенные уровни тревожности, проблемы с концентрацией внимания, ограниченный набор интересов и паттернов поведения. Нарушение координации приводит к тому, что физическая активность этих детей может быть ограничена, что ухудшает их физическую форму и благополучие в целом.Термин «аутизм» произошел от лат. autos («сам») и обозначает отгороженность от мира, отрыв от реальности. На сегодняшний день мы имеем представление о двух основных типах аутизма — об аутизме Каннера (классическом аутизме) и о варианте аутизма, включающем аутистические состояния разного генеза. [4, с. 2]Проблема развития, поддержки детей с аутизмом актуальна в наше время, так как в последние годы в России происходят качественные изменения в структурах социальных институтов, призванных содействовать поддержке людей с РАС как на государственном уровне, так и в гражданско-общественной сфере.Для современной России физическая культура и спорт являются важной составляющей государственной идеи, пропагандирующей здоровый образ жизни и формирующей личные качества человека. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом. [1, с. 37]В настоящее время адаптивная физическая культура – активно развивающаяся сфера социальной практики, элементы которой проникают в различные области общественной жизни и выступают в виде адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.Адаптивная физическая культура (АФК) является важной составляющей программы реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У детей с нарушениями здоровья часто наблюдаются трудности с социализацией из-за нежелательного поведения, а так же с адаптацией, при которых возникает истощение компенсаторных механизмов, и под влиянием триггеров провоцирует приступ аутодеструкции. Патогенез связан с повышением уровня агрессии в обществе, состоянием неопределенности, личными потрясениями. Регулярные занятия АФК помогают улучшить физическую подготовку, развить двигательные навыки, повысить уровень самостоятельности и социализации у детей с аутизмом.Адаптивна физическая культура (АФК) — способ, использующий возможности физиологической культуры с лечебно-профилактической целью для более скорого и полновесного восстановления самочувствия и предупреждения осложнений болезни. АФК, как правило, применяется в сочетании с другими терапевтическими способами на фоне регламентированного режима и в согласовании с терапевтическими задачами.Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л.П. Матвеева: «Физическая культура – органическая часть (отрасль) культуры общества и самого человека, основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития.Одной из основных целей АФК является улучшение функциональных возможностей организма, адаптация к физическим нагрузкам и повышение уровня физической активности у детей с ОВЗ. Занятия АФК проводятся под руководством специалистов – физиотерапевтов, педагогов и дефектологов, которые выбирают и адаптируют комплекс упражнений, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.Одним из положительных аспектов влияния АФК на детей с ОВЗ является улучшение состояния и функциональности опорно-двигательного аппарата. Регулярные упражнения способствуют укреплению мышц, улучшению координации движений, развитию равновесия и гибкости. Это особенно важно для детей с расстройствами аутистического спектра.Дети с РДА также испытывают проблемы с дыхательной системой. Занятия АФК способствуют укреплению дыхательных мышц, улучшению легочной вентиляции и общей выносливости организма. В результате этого, у детей повышается физическая активность, уменьшается чувство утомляемости и повышается качество жизни.Влияние АФК на сердечно-сосудистую систему также является значимым. Занятия способствуют укреплению сердечной мышцы, улучшению функции кровообращения, нормализации артериального давления и уменьшению риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. У детей с ОВЗ, таких как дети с пороками сердца или заболеваниями сосудов, АФК становится неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы.Наряду с физическими преимуществами, АФК оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ. Физические упражнения стимулируют выработку эндорфинов – гормонов счастья, которые способствуют улучшению настроения и снижению уровня стресса.У детей с расстройствами аутистического спектра нередко имеется проблема с агрессией, направленной как на себя, так и на окружающих. С одной стороны, это может быть проявлением страха выхода на контакт с другими людьми, а с другой, разлаженность поведения ребенка. ЛФК, или адаптивная физическая культура для таких детей является отличным способом коррекции данной проблемы. Физическая активность помогает уравновесить психофизический тонус ребенка. Педагоги подбирают игры и упражнения, которые могут быть направлены на коррекцию гипер или гипотонуса, недостаточную координацию движений, а также на коррекцию равновесия.В адаптивной физической культуре под физическими упражнениями следует понимать двигательные действия, с помощью которых педагоги решают коррекционные, компенсаторные, профилактические задачи в процессе решения образовательных, воспитательных задач и задач физического развития лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. [3, с. 19]Одной из основных целей лечебной физической культуры является улучшение физической формы и общего самочувствия детей с аутизмом. Регулярные упражнения позволяют укрепить мышцы и улучшить координацию движений, что важно для развития речи, мелкой и крупной моторики у этих детей. Более того, физическая активность помогает снизить уровень тревожности и стресса, что улучшает их общее психологическое состояние.Адаптивная физическая культура также способствует развитию социальных навыков у детей с аутизмом. Групповые занятия спортом или физическими упражнениями помогают им научиться взаимодействовать со сверстниками, развивать коммуникативные навыки. Дети с аутизмом, которые занимаются физической культурой вместе с другими детьми, могут улучшить свои социальные навыки и научиться работать в команде.Влияние адаптивной физической культуры на когнитивные навыки детей с аутизмом также значительно. Физическая активность способствует улучшению концентрации и внимания, что может помочь им в повседневной жизни, включая занятия в школе или выполнение домашних заданий. Кроме того, физические упражнения могут стимулировать мышление и воображение, что способствует развитию творческого потенциала у детей с аутизмом.Не стоит забывать, что каждый ребенок с аутизмом уникален, и что эффективность лечебной физической культуры может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей. Поэтому важно находить индивидуальный подход и разрабатывать программы физической активности с учетом потребностей и возможностей каждого ребенка. Для проведения физкультурных занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, специалисту необходимо иметь дополнительные знания о характере и особенностях основных заболеваний. [2, с. 5]Правила проведения лечебных занятий с ребенком с РАС:Создать рабочую обстановку для занятий, чтобы ребенок с аутизмом мог предсказать и понять каждое занятие.Установить определенное время, длительность и место для тренировки.Использовать визуальные подсказки, такие как картинки, диаграммы или графики, чтобы помочь ребенку следовать инструкциям и принимать решения на тренировке.Раскрыть важные детали занятий заранее. Перед каждым занятием объяснить ребенку, что ожидается от него, какие игры или упражнения будут проводиться и какие могут быть правила поведения.Сократить сложные и неточные инструкции. Постараться давать ясные, простые и четкие указания. Например, вместо "Беги быстрее", сказать "Беги".Создать безопасную среду для тренировок. Убедиться, что площадка для занятий спортом не содержит ненужных предметов или отвлекающих элементов.Поддерживать четкую коммуникацию. Использовать простой и понятный язык, обращаться к ребенку по имени и дайте ему достаточно времени для обработки информации и ответа.Наблюдать за состоянием ребенка и дайте ему время на отдых.Поощрять и поддерживать усилия ребенка. Учитывайте индивидуальные потребности и интересы ребенка.Адаптивная физическая культура для детей с расстройствами спектра аутизма - это комплексный подход к занятиям спортом, приспособленный (адаптированный) под особенности каждого ребенка. Основная цель такой программы – коррекция и помощь детям с расстройствами в развитии физических навыков, координации движений, укреплении мышц и улучшении общего самочувствия и здоровья.Важными компонентами адаптивной физической культуры являются индивидуализированный подход к каждому ребенку, который учитывает его потребности и способности, а также использование специальных методов и оборудования для занятий. Занятия проводятся опытными инструкторами, педагогами, специализирующимися на работе с детьми с аутизмом.Помимо физических показателей, адаптивная физическая культура способствует социальной интеграции детей, помогает им научиться работать в группе, соблюдать правила и развивать коммуникативные навыки. Эти занятия также способствуют повышению самооценки и самоуважения у детей с аутизмом.В заключении, адаптивная физическая культура для детей с расстройствами спектра аутизма играет важную роль в их жизни, помогая им полноценно развиваться, улучшать физическое и психическое здоровье, а также обретать уверенность в себе, ставить цели и достигать их.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Бондаренко Д.С. ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 631 - 637. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14608 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*