'
Вуцан Н.А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
автор акцентирует внимание на необходимости тесного сотрудничества семьи и педагогов для успешной реализации данной задачи. Исследование подчеркивает, что семья является основной ячейкой для воспитания ребенка, и то, что он приобретает в семье в детстве, сохраняется на протяжении всей жизни. Особое внимание уделено вовлечению родителей в жизнь дошкольного учреждения с целью формирования у детей эмоционального и заботливого отношения к национальным традициям, культуре и своей стране. Автор статьи предлагает разнообразные формы взаимодействия семьи и ДОУ, такие как мастер-классы, традиционные и нетрадиционные родительские собрания, праздники, консультации, экскурсии, конкурсы и другие мероприятия, способствующие воспитанию нравственных и патриотических чувств.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, родитель, семья, патриотическое воспитание детей
Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье «растет» будущий гражданин своей страны. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.Зинкевич Ю.С., Алексеева Е.Ю. считает, что «взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. Одной из главных целей работы воспитателя является формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно - патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Взаимодействие с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане» [1, с. 396].В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей.Лазарева М.В. определила цель и задачи взаимодействия педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. По ее мнению, «цель взаимодействия педагогов с родителями: формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.Задачи:- привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников,- раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей,- познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания,- показать родителям роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании,- выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания» [3, с. 85].К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляется через различные формы сотрудничества. В первую очередь анкетирование, касающееся вопросов семьи, воспитания детей в семье, традиций и увлечений семьи:«Моя семья. Семейные традиции».«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию».Разработка и оформление буклетов, стендов, консультаций для родителей:«Роль семейных традиций в жизни ребёнка».«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».«Расскажем детям о Великой Отечественной войне».Не малую роль играют родительские собрания традиционной и нетрадиционной формы:«Что такое доброта?».«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка».Одним из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии и оформляют плакаты. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (ООД, выставки, родительское собрание) например, «Генетическое древо семьи».Совместные детско-родительские встречи способствуют уточнению и дополнению нравственно-патриотических качеств детей. Традиционным может стать досуг «Осенины», «Хлеб всему голова» в начале осени. Дошколята и родители состязаются в знаниях о происхождении хлеба, в играх, в исполнении частушек, стихов, умении быстро и правильно решать поставленную перед ними цель, а также создают атмосферу радостного настроения.В приобщении детей и родителей к природе Малой родины и бережном отношении способствует экологические акции «Берегите лес», «Ёлочка, живи!», который прививает у детей чувство доброты, любви и уважению к природе родного края. В акциях участвуют дети и их родители. Дети раздавали буклеты, где можно прочесть стихи о природе, вспомнить правила поведения на природе.Шихамирова Б.А., Залитинова С.А. пришли к выводу о том, что «кроме других форм взаимодействия с семьей организовываем мастер-классы с родителями «Поможем зимующим птицам!». Родители в свободное от работы время делятся секретами мастерства с детьми. Папы изготовили кормушки и скворечники для птиц из разных материалов, а дети во время прогулки насыпали в кормушки зёрнышки, семечки, крошки хлеба. Воспитатели рассказали любопытной детворе, зачем зимой нужно подкармливать птиц, какой корм надо приготовить, какие кормушки можно сделать и как подвесить, чтобы птицам было удобно доставать корм, как правильно и где установить скворечник, почему это так важно. В итоге дети и родители пришли к заключению, что птицам нужно помогать» [5, с. 75].Нетрадиционные формы родительских собраний в работе с семьей.КВН «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка».Круглый стол «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм», «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье», «Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины», «Из чего складывается трудолюбие?»Консультации для родителей.«Актуальность патриотического воспитания в современном обществе».«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».«Как воспитать патриота».«Как приучить детей охранять природу».«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе».Тематические и традиционно - календарные праздники.«Осенняя ярмарка», «День народного единства», «День матери», «Новогодний праздник», Рождественские праздники: «Пришла коляда - открывай ворота», «День защитника Отечества», «8 марта», «Масленица», «Встреча весны- фольклорный праздник», «День Победы», «День города». Особое внимание уделяю организации мероприятий, посвященных Дню Победы. Спортивные мероприятия.Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию.В учреждении организован музей «Русская изба», состоящий из нескольких экспозиций: «Изделия из бересты», «Игрушки наших прадедов», «Бабушкин сундук», меняющиеся экспозиции.Использование наглядно-информационных и агитационных форм.Проведение акций: «Берегите первоцветы», «Мы за чистый город», «Земля – наш общий дом» и другие.Оформление тематических стендов: фото выставки семейной тематики, «Фронтовики, наденьте ордена», «Наши достижения», «Как я провел лето» в соответствии с календарно-тематическим планированием.Тематические дни «Синичкин день», «День здоровья», «Международный день театра», «День дошкольного работника», «День смеха», «День защиты детей».Участие в конкурсах МАДОУ.«Моя мама рукодельница», «Столовая для птиц», конкурсы рисунков «Мой любимый город», «Зимняя сказка» - новогоднее оформление, конкурс плакатов «Берегите природу Мордовии», «Наши дети - это наше будущее».Экскурсии: по городу, в музеи, библиотеки.Фотовыставки «Саранск – вчера, сегодня, завтра…», «Путешествие по России».Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой,Музыкальная гостиная («О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»),Родительские собрания.Ильина С.Н. отмечает, «чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций» [2, с. 31].В финале конкурсов дошкольникам и их родителям вручаются грамоты, что усиливает эмоциональное состояние детей. Конкурсы надолго оставляют в душе и в памяти дошкольников, родителей и воспитателей яркие впечатления. Сияющие глаза детей и благодарность родителей являются лучшим подтверждением этого.Совместно с детьми и родителями обновляем и пополняем центр патриотического воспитания. Родители и дети принимают участие в продуктивно-исследовательской деятельности. Центр патриотического воспитания обогащается альбомами, папками, дидактическими играми, пособиями и символикой. В патриотическом уголке, благодаря мамам рукодельницам появились куклы Белогор и Белогорочка в национальных костюмах.В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник, посвящённый Дню Победы. Дети, вместе с воспитателями и родителями делают поздравительные открытки для ветеранов, поют песни военных лет, общаются с ветеранами и фотографируются с ними на память, возлагают цветы к памятнику павшим воинам в Великой Отечественной войне.Мы соглашаемся с мнением Хачатуровой К.Р., Семеновой А.В., Тихоновой О.С., Ботнарчук А.И. в том, что «успешно решить задачи нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение» [4, с. 43].Таким образом, большая роль в реализации данной темы основана на совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, т. к. воспитание личности – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия и поступки на пути постижения многовековой культуры человечества.Значимость духовно-нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Вуцан Н.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 638 - 646. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14609 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*