'
Довгань С.Ф.
ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в работе рассматривается возможность развития социально-коммуникативной компетенции с использованием инструментов театрализованно–игровой деятельности. Представлены результате диагностического этапа на примере младшего школьного возраста.
Ключевые слова:
социально-коммуникативная компетентность, эмпатия, умение слушать
Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстро изменяющемся социуме, люди творческие, активные, обладающие универсальными способами действий. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди должны взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и создать новые взаимоотношения между людьми.Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой тяги к общению, интересу к осмыслению речевого опыта, чуткости к языковым явлениям. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к умению слушать и речевому общению. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности ученика является актуальной и важной задачей образовательного процесса начальной школы.Социально - коммуникативная компетентность (далее СКК) - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности.Целью эксперимента являлась практическая проверка гипотезы исследования, связанная с предположениями о том, что: театрализованно - игровая деятельность будет способствовать развитию социально - коммуникативной компетенции у школьников при соблюдении следующих условий:при включении школьников в разнообразные формы театрализованно- игровой деятельности: посещение и анализ спектаклей, театрализованные игры, игры-драматизации, игры – импровизации, ролевые диалоги, агитбригады, конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции,при опоре на следующие методы: метод моделирования ситуаций (создание сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности), метод ассоциаций (развитие воображения и мышления путем ассоциативных сравнений, на основе которых происходит возникновение ассоциаций),при соответствии основным требованиям к организации театрализованных игр: содержательность и разнообразие тематики, регулярное включение театрализованных игр, максимальная активность участников, использование групповых форм организации обучения,Для определения уровня развития социально - коммуникативной компетенции были выбраны три ее составляющие: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, и рассказать о нём, умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам,Для определения уровня СКК были выделены три основных структурных элемента СКК:умение понимать эмоциональное состояние сверстника, и рассказать о нём ( уровень эмпатии обучающегося)умение получать необходимую информацию в общении ( уровень развития навыка коммуникации как общения)умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам ( уровень развития умения слушать )Для реализации формирующего этапа ОЭР нами была сделана подборка театрализованных игр, направленных на развитие социально - коммуникативной компетенции у обучающихся младшего школьного возраста. При отборе игр в мы исходили из того, что отобранные нами игры должны соответствовать основным требованиям к организации театрализованных игр: содержательность и разнообразие тематики, возможность использования в групповой деятельности, способствовать пониманию эмоционального состояния другого человека, на умение занять позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя. обеспечивать эмоциональную приподнятость деятельности, творческий, активный ее характер, желание включиться в игру.Низкий уровень развития социально-коммуникативной компетенции в испытуемой группе достигнут 2 обучающимися, что составляет 6,9%, такие же результаты показала испытуемая группа и на диагностическом этапе эксперимента. Средний уровень развития достигнут 25 обучающимися, что составляет 86,2% на диагностическом этапе данный показатель составил 82,8%.Низкий уровень развития СКК достигнут 2 обучающимися, что составляет 6,9%, на диагностическом этапе данный уровень развития составлял 10,3%.Общие показатели развития СКК у обучающихся имеют положительную динамику - незначительный рост. Несмотря на положительные результаты работы каждый структурный элемент СКК требует дальнейшего развития у обучающихся и проведения дополнительной работы.Для достижения желаемого результата и улучшения показателей СКК нами была разработана дополнительная образовательная программа “Искусство Мельпомены” (авторы Довгань С.Ф. и Линдстедт Е.Н. педагог- организатор МБУ СШ школы № 95)
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Довгань С.Ф. ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 651 - 656. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14611 (дата обращения: 12.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*