'
Иванова А.Е.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТА «НАВИГАТОРЫ ДЕТСТВА» В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ МБОУ БГО СОШ № 3 *
Аннотация:
статья рассматривает роль и важность советников директоров по воспитанию в образовательных организациях, введенных в рамках проекта «Навигаторы детства». Главная мысль статьи заключается в позитивном влиянии советников директоров по воспитанию на социальную активность школьников и в целом на развитие образовательной среды в России.
Ключевые слова:
воспитательная работа, образовательная организация, советник по воспитанию, детские общественные организации, воспитательная деятельность
Проект «Навигаторы детства» своим существованием и активной конкурсной работой создает в школах новую должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. Прямой предпосылкой к данному изменению стало послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 21 апреля 2021 г., где указывается на необходимость появления в образовательной организации специалистов. Которые выступят в качестве помощников классных руководителей и будут заниматься организацией творческих, интересных проектов для школьников [2]. Исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2022 году [1], подтвердило, что воспитательная работа в образовательных организациях играет ключевую роль для родителей и педагогов. Внедрение советников по воспитанию в школы повысило социальную активность обучающихся, где они проявляют больший интерес к участию в различных событиях и инициативах. Советники играют важную роль в открывании новых возможностей для детей и помогают им ориентироваться в мире. Социальная активность обучающихся тех регионов, где работают советники выше на 10-12%, это отражено в желании школьников участвовать в деятельности «Движения Первых», поддержке новых государственных инициатив. Изменилось за год мнение педагогов и родителей о роли советника в образовательных организациях. Более 70% педагогов и 50% родителей обучающихся отмечают значимость этого специалиста.«Навигаторы детства» – открытый конкурс Минпросвещения России и Российского движения школьников. Он проводится в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».Всероссийский конкурс «Навигаторы детства» проводится с целью создания резерва специалистов для осуществления воспитательной деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях и повышения их квалификации. В настоящее время Конкурс проводится циклично, ежемесячно (с первого по последний день месяца), в период с 1 марта 2024 года по 31 декабря 2025 года [3].«Проект «Навигаторы детства» закономерно расширяется, и все больше специалистов участвуют в конкурсном отборе. В этом году получено большое количество заявок. И это замечательно, ведь Президент России поручил в 2023 году ввести должность советников директоров по воспитанию во всех субъектах нашей страны. Формируемый сейчас кадровый потенциал поможет в этой работе. Те результаты, которые мы уже видим в деятельности советников, показывают, насколько их инициативы востребованы администрациями школ, учителями, школьниками и их родителями. Уверен, специалисты, успешно прошедшие испытания конкурса, смогут проявить себя, реализуя воспитательные программы в своих учебных заведениях», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов в 2022 году [4].Согласно Профессиональному стандарту определены две трудовые функции советника: организация воспитательной деятельности в образовательной организации,организация взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями.Обязанности советника нельзя совмещать со следующими должностями в школе: заместитель по воспитательной работе, директор, сотрудники школы не педагогической направленности.В отличие от заместителя по воспитательной работе советник:инициирует и проводит события и дела по выполнению федеральных задач и в рамках реализации рабочих программ воспитания,заместитель выполняет основной объем организационных административных функций по организации воспитательной работы в школе (программы, графики, расписания, планы), советник в большей степени работает над совершенствованием содержания воспитательной работы (методически консультирует, помогает выстроить работу/ подобрать формы работы – педагогам, осуществляющим воспитательную деятельность),советник вводит в практику деятельности формы и средства работы Российского движения школьников и других детских общественных организаций и объединений для достижения воспитательных результатов,совместно с детским активом выстраивает и реализует систему общешкольных воспитательных событий и дел, разрабатывает и реализует комплекс воспитательных мероприятий (в том числе профилактических) для детей группы риска,разрабатывает и внедряет систему формирования и обучения детского актива школы (активы классов, общешкольный актив) [6].В отличие от педагога-организатора советник:участвует в разработке рабочей программы воспитания,создает условия для реализации мероприятий (разрабатывает концепцию, задачи),информирует и вовлекает детей в события, проводимые педагогом-организатором.В настоящее время для эффективной реализации проекта выстроена следующая управленческая модель: на уровне образовательной организации – Советник участвует в реализации программы воспитания, на уровне муниципалитета – муниципальный координатор оказывает организационную и методическую помощь Советникам, на уровне региона – созданы региональные ресурсные центры, обеспечивающие взаимодействие с федеральным офисом проекта.Важно отметить, что советник является частью команды специалистов в области воспитания образовательной организации. Для этого важно выстроить взаимодействие всех участников штаба воспитательной работы [1]. Развитие воспитательного пространства образовательной организации. Важнейшей задачей Советника в МБОУ БГО СОШ № 3 является развитие воспитательной среды образовательной организации. Совместно со штабом воспитательной работы школы Советник сопровождает создание и развитие школьного театра, школьного спортивного клуба «Кристалл-Южный», школьного музея, медиацентра, добровольческого отряда «Аврора», туристических клубов, юнармейского отряда им. С. Лукьянова, отряд юных инспекторов дорожного движения «ЮИД FOX», первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых» «Юнландия». В МБОУ БГО СОШ № 3 советник директора по воспитанию – заместитель председателя Штаба воспитательной работы. Взаимодействие между классными руководителями и штабом ВР происходит по принципу общих заседаний, где заместитель директора по воспитательной работе объявляет о текущих задачах, а советник является секретарем и отслеживает их выполнение.Согласно программе развития МБОУ БГО СОШ № 3 Советник влияет на показатели по созданию условий для самоопределения и социализации обучающихся путем совершенствования форм и методов работы с детьми и их родителями (законными представителями), а также развития добровольчества (волонтерства), реализации талантов и способностей учащихся в формате общественных инициатив и проектов.Примеры успешной реализации проекта в школьной практике.Одним из явных и очевидных проявлений работы советника являются Дни единых действий – это специальные мероприятия, которые проводятся ежегодно в Российском движении детских и молодежных общественных объединений. В рамках этих дней проводятся различные мероприятия, направленные на развитие и воспитание молодежи, а также на популяризацию общественной деятельности среди молодежи.В МБОУ БГО СОШ № 3 исполнением мероприятий такого формата занимается советник совместно с классными руководителями и детским активом. Яркими примерами творческой реализации и самоуправления детей можно считать творческие мастерские, уроки мужества, а также создание креативного пространства в школе.В МБОУ БГО СОШ № 3 в настоящее время реализуется проект «История в фигурах», где советник совместно с обучающимися занимается созданием картонных фигур исторических личностей с целью привлечения внимания детей к наследию нашей страны. Одним из мероприятий проекта запланирован квест «Полководцы на страже», где фигуры известных в годы Великой Отечественной войны личностей станут для ребят ориентиром и символом качеств, необходимых защитнику Родины.Традиционным и любимым мероприятием у активистов «Юнландии» стал Турнир по интеллектуальным настольным играм. Воспитанники организовали Турнир уже 2 раза: на осенних и весенних каникулах. В рамках мероприятиях проходят такие игры как: «Планета 36,6», «Мастер СДО», «Объясни иначе» и «Мой Борисоглебск». Совместно с педагогом из «Кванториума» активистка разрабатывает научно-популярную игру «Хранитель знаний», которая будет введена в Турнир уже на летних каникулах.С 2023-24 учебного года Волонтерский отряд «Аврора» вывел добровольческую деятельность с детьми ОВЗ на новый уровень. Каждую перемену ребята из направления «Помощь, милосердие, поддержка» общаются с педагогами и детьми ресурсного класса. Волонтеры уже обучены поведению и правилам работы, и не перестают приводить с собой новых добровольцев.Таким образом, у каждого ученика появляется возможность найти в стенах школы занятие по душе, проявить свои лучшие качества, развить способности.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Иванова А.Е. ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТА «НАВИГАТОРЫ ДЕТСТВА» В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ МБОУ БГО СОШ № 3 // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 657 - 663. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14612 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*