'
Калюжена К.С.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА *
Аннотация:
в статье представлено теоретическое обоснование термина «речевая деятельность», анализируется опыт известных психологов, педагогов и психолингвистов. В статье представлена влияние на образовательный процесс речевой деятельности педагога. Автор призывает педагогов обратить внимание на свою речевую деятельность и стремиться к ее постоянному совершенствованию, чтобы обеспечить успешное обучение и развитие учащихся.
Ключевые слова:
речевая деятельность, речевое общение, профессионально-педагогическое общение
В современном обществе речевая деятельность играет важную роль в формировании личности, развитии интеллекта и достижении успеха в обучении. Она является одной из главных задач психологии и педагогики, так как непосредственно связана с процессами мышления, коммуникации и обучения.Речевая деятельность педагога школы играет значительную роль в образовательном процессе и взаимодействии с учащимися. Умение эффективно вести устную и письменную речь, построенную на правильном выборе слов, способствует формированию положительного образа учителя, улучшению педагогических отношений с учениками, повышению мотивации к обучению и успешности учебной деятельности. Одной из основных функций педагогической речи является организация образовательной деятельности. Педагог, используя свою речь, создает условия для передачи знаний, формирования умений и навыков, развития личности учащихся. Он должен уметь ясно и доступно объяснять материал, использовать разнообразные методы и приемы обучения, активно включать учащихся в диалог и дискуссию.Понятие речевой деятельности впервые в отечественной психологии ввел Л.С. Выготский. Затем деятельностный подход к изучению и обучению речи развивался в трудах А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др.В общей психологии речь определяется «как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком». Современная психология рассматривает речь как средство общения, т.е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвует объект, формирующий речевые высказывания, с одной стороны, и субъект, воспринимающий его, - с другой стороны. Психологическая наука по вопросам речи и речевой деятельности опирается на идеи советского психолога С.Л. Рубинштейна. Речь для него –«деятельность (выражения, воздействия, сообщения, общения) посредством языка, речь - это язык в действии. «Речь - единство определенной деятельности общения и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие». [Рубинштейн С.Л, с. 236]. С позиции С.Л. Рубинштейна, «всякая реальная конкретная речь или высказывание человека является определенной специфической деятельностью его, которая исходит из тех или иных мотивов и преследует определенную цель. Для того чтобы речь стала вполне сознательной деятельностью, необходимо, чтобы говорящий четко сознавал задачу, которую должна разрешить его речь, то есть прежде всего, основную цель». [Рубинштейн С.Л, с. 257]. Понятие «речевая деятельность» рассматривается в психологических работах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В таком понимании термин «Речевая деятельность» употребляется с сер. 60-х гг. 20 в. (с появлением психолингвистики). Речевая деятельность, согласно данной концепции, психологически организована подобно другим видам деятельности, то есть, с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой - состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль. Речевая деятельность может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. А.А. Леонтьев анализирует речевую деятельность и как «один из видов деятельности отражения» [А.А. Леонтьев, с. 25], и как «специализированное употребление речи для общения, частный случай деятельности вообще» [А.А. Леонтьев, с. 28]. С точки зрения исследователя, всякое речевое воздействие в конечном итоге сводится к заранее запланированным преобразованиям в «поле смыслов», проще говоря, к изменению в системе отношения человека к миру.Л.С. Выготский строит свое понимание речемыслительной деятельности, опираясь на подход к языку В.Гумбольта (1767-1835) и А.А.Потебни (1835-1891), разделяя их понимание языка как деятельности, его творческого характера и исторической обусловленности, системного строения, взаимозависимости языка и мышления. Л. С. Выготский под речевой деятельностью понимает такую деятельность, «в которой языковый знак выступает в качестве стимула-средства» [Л. С. Выготский, с. 15], т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.С точки зрения исследователя Б.Г. Ананьева «слово в педагогической деятельности может оказать на человека во много раз более сильное влияние, чем любое другое средство, оно способно привести к серьезным изменениям структуре мышления, сознания, всей деятельности личности». [Ананьев Б.Г., с. 76]. В данных высказываниях красной чертой проходит мысль о том, что в воспитании речевой культуры школьника немаловажную роль играет наличие речевой культуры у учителя. Кроме владения основами речевой культуры учитель обязан воспитывать у учеников привычку следить за свое речью, совершенствовать свою речевую культуру.Педагогическая теория речевой деятельности сопряжена с проблемами раз вития речи учащихся, мастерством устной речи учителя, речевой культурой общения, которые решаются на основе принципа объективно существующей связи между языком и познавательными процессами.Анализируя точку зрения психологов, можно сказать, что «речевая деятельность»- вид деятельности, которая представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения и взаимодействия людей между собой. Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например, общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью, каждый вид речевой деятельности имеет свое «профессиональное воплощение», например, речевая деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо - писателя…» [Зимняя И.А., с. 28-29]. В этих случаях речевая деятельность рассматривается как собственно коммуникативная, так и как профессиональная деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, социально «зафиксированной» деятельности человека. Исходя из этого положения, И.А. Зимняя делает очень важный методический вывод, который имеет самое непосредственное отношение к методике развития речи: обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования ее как самостоятельной, обладающей всей полнотой своих характеристик деятельности.Особой проблемой психологии человека и психолингвистики является соотношение речевой деятельности и деятельности общения. Общение определяется в психологии как деятельность по решению задач социальной связи. Деятельность общения выступает как общий тип специфически человеческой деятельности, частными проявлениями которой являются все виды взаимодействия человека с другими людьми и предметами окружающей действительности.Главным и универсальным видом взаимодействия между людьми в человеческом обществе является речь, речевая деятельность. Таким образом, деятельность общения и речевая деятельность рассматриваются в общей психологии как общее и частное, как целое и часть. Речь в этом случае может рассматриваться как форма и одновременно способ деятельности общения. ««Речевая деятельность», - считает А.А. Леонтьев, - есть специализированное употребление речи для общения и в этом смысле - частный случай деятельности общения» [Леонтьев А.А., с.64].Следует, однако, учитывать, что речевая деятельность не ограничивается рамками общения, коммуникации в человеческом обществе. Она играет огромную роль в жизни человека, становление и развитие речевой деятельности теснейшим образом связано со становлением и развитием всей личности человека в целом. А.А. Леонтьев подчеркивает, что «речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь - в познавательную деятельность» [Леонтьев А.А., с. 64]. Как справедливо указывает И.А. Зимняя, «речь, речевая деятельность является неотъемлемой составной частью личности человека, она теснейшим образом связана с его сознанием. Таким образом, речевая деятельность является одним из важнейших условий осуществления интеллектуальной деятельности». [Зимняя И.А., с. 28-29].Для педагога речевая деятельность выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, возникает необходимость развития у педагога коммуникативных способностей, умений, навыков, что входит в понятие «коммуникативной компетентности». В работе Ксенофонтовой ученый указывает, что «речевая деятельность в образовательном дискурсе выступает связующим звеном во взаимодействии с обучающимся, поскольку за счет речевого общения происходит организация совместной деятельности в учебном процессе». [Ксенофонтова А.Н., с. 44]. Так речевая деятельность направлена не только на общение, но и на целенаправленное изменение мира, посредством языка. Данный термин в психолого-педагогической литературе на сегодняшний день не имеет однозначной трактовки, ещё сложнее обстоит дело с «коммуникативной компетентностью педагога». Так, под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Являясь, по мнению Н.В. Яковлевой, «интегративным личностным качеством, коммуникативная компетентность предполагает ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения. Коммуникативную компетентность можно считать значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре профессиональной компетентности, она позволяет «особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми» [Емельянов Ю.Н., с.109]. К сожалению, такой подход к речевой деятельности педагога сформировался совсем недавно, но о профессиональной речи педагога неоднократно писали выдающиеся педагоги. Каждый педагог должен владеть искусством слова. A.C. Макаренко придавал исключительное значение умению педагога обладать своеобразным оружием слова. Он писал, «…что ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях как надо говорить» [Макаренко А.С., с. 56]. Владение педагогической техникой – необходимое условие овладения технологией общения. А.С. Макаренко отмечал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 – 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Из этого признания А.С. Макаренко, очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств: правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский называл речевую культуру «зеркалом его духовной культуры» и требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным» [Сухомлинский В.А., с. 12]. Обращая постоянное внимание на речевую культуру, педагог писал: «Есть одна сторона педагогической культуры, о которой нельзя говорить без тревоги, –это речевая культура учителя... культура речи учителя в решающей степени определяется эффективностью умственного труда учеников на уроке. Высокая культура речи–важное условие рационального использования времени». [Сухомлинский В.А., с. 27]Речевая деятельность в педагогическом процессе представляет собой «совокупность процессов ее восприятия, выражения и воздействия, обеспечивающих познание и общение, способствующих выражению отношений, участвующих в становлении школьника как ее субъекта и определяющих позицию участников деятельности». [Ксенофонтова А.Н., с. 47]. Таким образом речевые умения «восприятия», «выражения», «воздействия» определяют основу профессионально-педагогического общения. Первый опыт систематизации теории профессионального общения в единстве с практической системой обучения основами профессионально- педагогической коммуникации был изложен в книге Кан-Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении» (1987). Он трактовал профессиональное педагогическое общение (в этом же понимании речевую деятельность) «как систему приемов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств» [Кан-Калик В.А., с. 45]. Профессиональное педагогическое общение различается В. А. Кан-Каликом по видам: отражения (сложное-простое), отношения (личностное-ролевое), обращения (открытое-закрытое). На основании этих признаков была разработана типология организации процессов, которая представлена типами: диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, конформный, монологический. Таким образом, именно речевая культура во многом определяет качество нравственного воспитания личности, речевая культура –это содержательная основа и важнейший процессуальный компонент речевой деятельности, процесс воспитания речевой культуры ученика невозможен без достаточной культуры речи учителя.Таким образом, речевая деятельность педагога школы является одним из ключевых аспектов его профессиональной деятельности. Владение различными видами речи, умение эффективно коммуницировать с учащимися и коллегами, уверенность в себе и своих знаниях – все это важные качества, определяющие успех работы учителя.Анализ психологов, психолингвистов и педагогов привел нас к определению термина «речевая деятельность» сразу в нескольких направлений. Психолингвисты дают свое определение понятию речевая деятельность, определяя его как деятельность человека, направленная на реализацию и усвоение процессов говорения и слушания. Речевая способность как средство реализации речевой деятельности включает в себя опыт, приобретенный людьми в процессе культурно-исторического развития. Педагогика рассматривает термин «речевая деятельность» как собственно коммуникативную, так и как профессиональную деятельность педагога. Именно речевая деятельность- ведущая деятельность в образовании.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Калюжена К.С. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 674 - 683. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14616 (дата обращения: 06.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*