'
Костылева Д.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в данной статье представлено исследование лидерского потенциала в младшем школьном возрасте с целью обнаружить основные факторы, влияющие на развитие лидерских качеств. Авторы анализируют различные аспекты лидерства среди детей, а также оценивают влияние семьи, образования и социальной среды на формирование лидерских навыков. Полученные результаты позволяют выявить основные стратегии и методики развития лидерских качеств среди младшего школьного возраста, что может быть полезным для разработки программ поддержки и обучения в области лидерства и социальной активности у детей.
Ключевые слова:
лидерские качества, Я-концепция, социальный статус, коллектив класса, младший школьник
Актуальность проблемы формирования лидерских качеств, начиная с младшего школьного возраста, определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который определяет требования к формировании личностных качеств обучающихся в коллективе сверстников, в том числе формирование умений самостоятельно принимать решение, реализовывать свои идеи и проекты в команде единомышленников, управлять процессами саморазвития и самореализации, осуществлять ответственный и осознанный выбор для достижения успеха и признания.В младшем школьном возрасте лидерские качества оказывают значимую роль в формировании новой социальной позиции «Я-школьник», в развитии «Я-концепции» - формирование о себе на основе образов идеального, физического, социального, реального «Я».Как отмечает И.В. Фатиева [3], нельзя формально назначить лидера детского коллектива. Лидер приобретает свой статус, уважение и признание в коллективе благодаря лидерским качествам: уверенности, самостоятельности, коммуникабельности, настойчивости, гибкости и др.В.С. Мухина отмечает, что формирование лидерских качеств младшего школьников осуществляется под влиянием самооценки, мотивации к взаимодействию с одноклассниками в учебной группе, проявляется и активизируется в реализации желания стать лучшим в учении, первым решить задачу, объяснить способ действия, руководить учебной группой, победить в игровом соревновании и др.Этому способствует ряд психологических особенностей младших школьников.Во-первых, младший школьник ориентирован на достижение успеха. Ожидание негативных последствий затрудняет его адаптацию в коллективе класса, что приводит к неуспеху и в учебной деятельности.Во-вторых, постепенно младший школьник учится управлять вниманием, поведением, регулировать взаимоотношения с окружающими.В-третьих, младший школьник становится способным к адекватной самооценке, которая является регулятором поведения и деятельности. Высокая самооценка обеспечивает уверенность младшего школьника, позволяет преодолевать страх ошибки, неверных поступков, что позволяет ему проявлять решительность в управлении группой сверстников.В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста дети усваивают социальные нормы, правила культуры общения и поведения в детской группе, осваивают этические нормы. Ребенок начинает понимать, что умение решать конфликтные ситуации, не провоцировать других на ссоры, позволяет поддерживать дружеские отношения со сверстниками, приобретать уважение, поддержку одноклассников, что является важным фактором формирования лидерских качеств у младших школьников.Еще одним важнейшим условием формирования лидерских качеств младшего школьника является поддержка учителя, его высокие оценки и позвала.Л.И. Божович доказала экспериментально, что положительные отзывы учителя об учениках способствуют развитию у них самооценки, формированию мотивации к лидерству.Младших школьников больше всего интересует оценка и принятие его учителем, как значимым взрослым в классе. Поэтому большую роль в формировании коллектива класса, развитию у детей межличностных отношений, лидерских качеств играет выбор форм и методов группового взаимодействия младших школьников. Овладевая организаторскими умениями управления деятельностью всех участников группы, младшие школьники развивают лидерские способности, учатся предупреждать возникновение конфликтных ситуаций, справедливо оценивать вклад каждого в достижении результата общей групповой деятельности.Также сильное влияние на формирование лидерских качеств младшего школьника оказывают семья, в которой младший школьник приобретает первоначальные навыки взаимодействия с окружающими, умения договариваться, следовать совместно установленным правила и оценивать результаты совместной деятельности.Немаловажным фактором формирования личностных качеств младших школьников являются временные детские коллективы, референтные группы. В связи с тем, что младший школьник входит не в одну референтную для него общность (группу – кружок, студию, факультатив и др.), у него формируются определенные представления о правилах поведения в группе сверстников, актуализируются личностные качества и развиваются лидерские способности.Следовательно, ведущими факторами формирования личностных качеств. включения детей в коллектив сверстников является успешная деятельность, высокая оценка учителя, семейные условия воспитания, коллектив сверстников.Таким образом, в начальной школе новая ситуация личностного и социального развития младших школьников стимулирует их не только к успешной учебе, но и к поиску своего места в коллективе, к завоеванию уважения и авторитета товарищей, к формированию лидерских качеств.Так, на основе позитивных оценок личности младших школьников со стороны учителя и родителей, принятия в коллектив сверстников, осуществляется развитие личности младшего школьника, определяется его место в системе межличностных отношений в классе, формируются лидерские качества.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Костылева Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 690 - 694. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14618 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*