'
Метелев А.Г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЗИКИ В ВУЗЕ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ *
Аннотация:
в работе рассмотрены преимущества и недостатки интерактивных методов обучения в вузе, предложена общая методическая модель лабораторного занятия по физике в вузе с использованием интерактивных методов обучения (на примере обучения в сотрудничестве).
Ключевые слова:
инженерное образование, интерактивные методы обучения, обучение в сотрудничестве, методическая модель
Современный инженер, после окончания вуза, должен не только обладать достаточным уровнем теоретических и практических знаний, но и уметь быстро адаптироваться на производстве, с учетом того, что постоянно внедряются цифровые наукоемкие технологии. Важен нестандартный, творческий подход в решении тех или иных проблем. Соответственно, помимо стандартного набора компетенций в рамках инженерного образования необходимо формировать мотивацию самостоятельно вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность [2]. Тенденции трансформации и модернизации инженерного образования обуславливают необходимость внедрения интерактивных методов обучения, использование которых является требованием ФГОС нового поколения.Когда в процессе обучения используются интерактивные методы, обучающиеся способны активно усваивать конкретное содержание, четко выполняя поставленные практические задачи, углубляя теоретические знания [1].Для наиболее полного понимания сущности интерактивных методов можно выделить их основные преимущества, в том числе в контексте использования на занятиях по физике со студентами технических направлений подготовки:формируется высокий интерес к изучаемой дисциплине и дальнейшая мотивация вести на более глубоком уровне научно-исследовательскую деятельность в рамках физики и других смежных дисциплин,каждый обучающийся может проявить активность, продемонстрировать нестандартные подходы к решению поставленных задач как в рамках конкретного занятия, так и в рамках всего учебного процесса в целом,материал усваивается более эффективно, формируются необходимые практические навыки, обеспечивается тесная взаимосвязь между теорией и практикой,возможность на всех этапах учебного процесса и занятия получить качественную обратную связь, так как все субъекты являются активными участниками. Обратная связь – это не только реакция преподавателя на те, или иные запросы обучающийся, но и реакция других обучающихся, активный информационный обмен.При этом на интерактивных занятиях могут возникнуть некоторые барьеры и сложности, например: сопротивление обучающихся из-за чрезмерной динамики, приверженность к традиционным методам, представлениям,возникновение ситуации, когда доминирует только одно мнение, которое исходит от наиболее подготовленного обучающегося (психологического лидера), значительные затраты ресурсов (материальных и временных) на то, чтобы подготовиться к интерактивному занятию, сложность объективной оценки вклада каждого обучающегося и степень активности других и т.д.Учитывая выделенные преимущества, особенности и барьеры, требуется тщательно подходить к разработке методической модели проведения интерактивных занятий по физики для студентов технических специальностей.Можно выделить следующие наиболее эффективные интерактивные методы: ролевые (деловые) игры, кейсы, работа в малых группах (в сотрудничестве), проведение видеоконференций, круглые столы, осуществление интерактивных экскурсий, проведение дебатов, мозговых штурмов, тренингов [4].При этом любое интерактивное занятие должно включать в себя следующие основные этапы: подготовка – на данном этапе формулируется проблема, ведется тщательная проработка возможных инструментов, путей, способов ее решения, изучается литература, анализируется имеющийся практический опыт, распределяются роли участников занятия и дальнейшие его этапы,вступление – на данном этапе кратко озвучивается основная цель, проблема, а затем формулируются конкретные задачи, при помощи которых можно достичь эффективного решения, основная часть – здесь осуществляется планомерное решение поставленных ранее задач (например, при помощи мозгового штурма студенты могут составить план проведения исследования, эксперимента),этап рефлексии – здесь анализируются предложенные решения, подводятся основные итоги, нередко также может осуществляться работа над ошибками либо обсуждаются возможные улучшения разработанных проектов [5].Обозначенные этапы представляют собой основу любого интерактивного занятия. При этом, как правило, на интерактивном занятии активно используются и цифровые технологии.Рассмотрим общую методическую модель лабораторного занятия по физике в вузе с использованием интерактивных методов обучения (работа в малой группе, обучение в сотрудничестве).Технология применения обучения в сотрудничестве на лабораторных занятиях по физике предполагает:Распределение студентов по группам. При этом студентам предоставляется возможность самим определить функцию каждого при выполнении задания, а преподаватель рекомендует определиться с лидером группы, который организует и координирует деятельность каждого её участника. Состав малой группы может меняться в течение учебного семестра.Допуск группы к выполнению лабораторной работы. Студенты, опираясь на общие методические рекомендации и теорию рассматриваемого явления или закона, формулируют цель выполняемой работы, составляют и сообщают преподавателю план работы, распределяют обязанности и назначают ответственных за выполнение каждого этапа работы.Выполнение лабораторной работы – проведение физического эксперимента и анализ полученных данных, оценка погрешностей измерений и расчетов в эксперименте, формулирование выводов.Совместная работа по составлению отчета о выполненной работе. Студенты обсуждают полученные результаты, сравнивают их, исправляют возможные ошибки.Защита работы. Отчет преподавателю и ответы на контрольные вопросы представляют собой совместную работу студентов друг с другом (сообщения о целях работы, использованном оборудовании, выполненных заданиях распределяются между студентами малой группы, вопросы по ходу работы и теории эксперимента, причинах погрешностей студенты задают друг другу).Обсуждение и выставление оценки за выполненную работу каждому члену группы в зависимости от активности и вклада в выполненное экспериментальное исследование. Критерии оценивания сообщаются преподавателем.При предложенной модели организации учебного лабораторного занятия перед студентами ставится задача четкого разделения главных этапов выполнения работы: постановка задачи, методы её решения, полученный результат. Самостоятельная работа представляет собой работу с теоретическим материалом с целью формирования четкого представления об изучаемом явлении, физическом законе и прогнозирования результатов проводимого эксперимента. любая лабораторная работа построена таким образом, что в прессе её выполнения студенты самостоятельно справляются с типичными трудностями эксперимента совместными усилиями. Учатся выделять объект наблюдения, самостоятельно воспроизводить и анализировать простейшие физические явления, устранять технические неполадки.При проведении занятия отсутствует жесткая инструкция для проведения измерений, вывод расчетной формулы или теоретической зависимости, которую необходимо проверить. Для получения допуска студенты, используя теоретический материал, должны ответить на рад вопросов. Постановка вопросов должна подразумевать не только репродуктивный ответ, но иметь творческий характер, что позволяет направить студентов к определению целей и задач исследования, выдвижению гипотезы, анализировать исходные данные, обосновывать решение и делать окончательные выводы.Таким образом, интерактивное занятие по физике имеет свою структуру и обладает практико-ориентированным и проблемным характером, что позволяет реализовать требования современных образовательных стандартов. Физика является связующим звеном для многих инженерных дисциплин, обеспечивает базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, вооружает студентов необходимыми знаниями для решения научно-технических задач в теоретических и прикладных аспектах. Предложенная модель организации учебного занятия способствует осуществлению эффективных когнитивных, интеллектуальных и творческих процессов, что позволяет получить опыт решения проблем в условиях многозадачности.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Метелев А.Г. МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЗИКИ В ВУЗЕ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 695 - 701. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14619 (дата обращения: 06.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*