'
Попов М.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА *
Аннотация:
в статья рассматривается сложности внедрения цифровых технологий в образовательный процесс предметов изобразительного искусства. Анализируются проблемы, которые возникают при переходе традиционного обучения к цифровым методам. Работа направлена на определение рисков, связанных с этим процессом.
Ключевые слова:
цифровизация, изобразительное искусство, педагогика, риски
Сфера образования претерпевают цифровизацию особенно явно этот процесс стал наблюдать после эпидемиологической обстановки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019, когда большое количество организаций пришлось оперативно перестраивать свою структуру с очной на цифровую. Эти события сильно повлияли на систему образования, так как педагогам и учащимся необходимо было в короткий срок перестроится в режим дистанционного обучения. Занятия по направлению изобразительное искусство имеют специфичный характер работы в сравнении с лекционным форматом занятий, такими как экономика, право, социология и другие. Изобразительное искусство присутствует как в общей школьной программе, так и определенных направлениях высших и средних учебных заведениях. Рассматривая цифровизацию образования в ИЗО, лучше всего ориентироваться на профессиональное образование, так как в нем поднимаются более сложные и фундаментальные аспекты. Также знания, которые получит студент будут прямо влиять на его дальнейшее профессиональное развитие. Можно выделить несколько направлений которые затрагивает цифровизация в образовательном процессе по предметам изобразительного искусства:Переход обучения в новый формат, часть предметов приходят дистанционно,Появление новых технологий для образования и работы,Преподавателям и учащимися приходится изменять свой привычный способ работы. Одна из основных задач в обучения изобразительному искусству — это изображение натуры. Для проведения таких занятий нужны аудиторные условия, такие как большое пространство мастерской, необходимый инвентарь для создания качественной постановки. В дистанционном формате затруднено или полностью нереализуем такой способ обучение, так как он требователен к условиям проживания учащихся, особенно это актуально иногородним студентам, которые проживают в общежитиях. В дистанционном формате практически невозможно поводить обучение техникам, требующим большого пространства и специального оборудования, таких как обжиг керамики, роспись крупногабаритных изделий, написание станковых произведений, создание графики с использованием офортного станка и т.?дЦифровое образование не может заменить, организованное педагогом в мастерской написание обнажённой натуры масляными красками, пленэрную практику на природе в группе студентов, где каждый может учиться, сравнивая свою работу с работой соседа и получать быструю реакцию на свою работу. Помимо этого, неотъемлемой частью преподавания ИЗО является контактная работа преподавателя с учащимся, благодаря которой педагог может самостоятельно корректировать учебную работу, показывать приёмы работы, а также помочь поставить руку. При обучении изобразительному искусству в дистанционном формате, у студентов будет наблюдаться недостаток творческой среды. Она очень важна для молодого художника, так как имеет обучающий, вдохновляющий и развивающий творческое мышление эффект. Сейчас нет такого цифрового продукта, который может заменить эффективность и полноту очного образования в условиях мастерской. Несмотря на это, некоторые преподаватели становятся сторонниками дистанционного образования, считая его более эффективным, так как педагог не влезает в работу учащегося, а учащийся не копирует преподавателя. Лекционные предметы все чаще переходят в цифровой формат. Главная сложность перехода теоретических предметов — это сделать их не текстовыми лекциями. Эти предметы должны быть не текстовой электронной книжки, а полноценные электронные курсы, в которых как педагог, так и студенты будут активно взаимодействовать друг с другом по теме изучаемого предмета. Этот подход можно рассмотреть на примере обучения пластической анатомии. Изучение этого предмета подразумевает понимание важных пластических элементов человеческого тела, начиная от отдельных костей, заканчивая взаимодействиями целых групп мышц и костей. В данной дисциплине имеется большое количество теоретической информации, но без визуального подкрепления она не будет иметь смысла. Так как достать отдельные части человека для практического показа может быть затруднительно, для этого нужно договаривается с медицинскими вузами, можно использовать цифровые инструменты, такие как 3D-модели и VR. Благодаря хорошо выполненным цифровым ресурсам студенты и преподаватели могут в любое время просматривать материал через удалённый доступ, работать в онлайн-режиме и пользоваться загруженным образовательным контентом.Цифровые технологии позволили частично перенести работу преподавателей и студентов на дом, благодаря чему появляется возможность сэкономить время на продвижение до учебных заведений и понизить общую загруженность. При этом наблюдается снижение работоспособности от нахождения без движения, солнца и свежего воздуха. Повышается утомляемость от компьютерной техники, пропадает грань между работой, учебой и личной жизнью. Вследствие этого появляются сложности в планировании и распределении времени. Помимо этого, педагоги и студенты испытывают трудности в использовании и освоении цифровых технологий, не все на должном уровне заинтересованы в изучении новой техники и программам. Усугубляет ситуацию, отсутствие качественной техники для проведения занятий, как в учебном заведении, так и дома. Могут отсутствовать технического средства как графические планшеты, VR-очки, проектор, различные графические редакторы и др.Для того что бы учебная организация была востребована, она должна быть заинтересована в повышении уровня квалификации сотрудников и изменению программ для современного потребителя. Гибкость организаций будет одним из важнейших параметров на рынке. Это будет наблюдается в составлении обучающих программ, уровню знаний и гибкости сотрудников по отношению быстро меняющихся условий. Цифровизация имеет очень высокий тем развития, за которым программы учебных организаций не поспевают. Это можно проследить на примере людей закончившие высшее образование. Молодой педагог может быть частично не подготовлен к профессиональным условиям на рабочем месте, например, не уметь в должной степени пользоваться различными графическими редакторами и современных технологиях. Подведя итоги можно сказать, что цифровизация дает полезные инструменты в преподавании. Оно потенциально может упростить и улучшить преподавание определенных предметов изобразительного искусства, но есть риски, связанные с технической и профессиональной стороной. Не все организации оснащены и готовы обеспечить обучающихся нужной техников, так как это достаточно внушительное экономическое вложение, которые неизвестно, когда и как окупятся. С профессиональной стороны это персонал, который может не уметь и не готов обучатся работе с современной техникой. В следствии чего, даже если в заведении будут вся современная и нужная техника, педагог не сможет с ней работать и предоставлять актуальные знания. Основой преподавания изобразительного искусства является практическая работа с постановками и творческими зданиями. Не смотря на то что часть предметов может перейти в цифру важно и в дальнейшем в образовании придерживаться контактной работы в качестве основной. Контактная работа остаётся самой эффективной формой обучения в творческих направлениях подготовки, в особенности в сфере изобразительного искусства.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Попов М.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 723 - 728. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14623 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*