'
Портнова Т.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ *
Аннотация:
в статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами дидактических игр. Автор приходит к следующему выводу: содержание дидактических игр по коррекции нарушений звукопроизношения обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка с диагнозом «дизартрия».
Ключевые слова:
дети дошкольного возраста, дизартрия, дидактическая игра, звукопроизношение, фонематические процессы, коррекционно-логопедическая работа, дизантогенез
Речь – один из основополагающих механизмов социализации индивида. При помощи речи люди передают свои мысли, доносят информацию до собеседника, уточняют необходимые сведения, познают мир. Для человека важны все стороны речевого развития, однако, особое значение имеет звукопроизношение, содействующее формированию четкой, ясной и понятной речи, развитию грамматических навыков, расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса (пассивного и активного). Важность сформированного звукопроизношения не вызывает сомнений, поскольку оно позволяет ребенку свободно общаться с окружающими, не чувствовать скованности в коммуникациях, быть понятым взрослыми и сверстниками.Общепризнанным выступает тот факт, что речь, являясь высшей психической функцией, возникает позднее других функций. Это обусловливает тот факт, что любые патологии в развитии оказывают самое непосредственное влияние на процесс становления и развития речи. В данном случае принято говорить о дизонтогенезе (disontogenesis), который влечет за собой нарушения просодической стороны речи. Одним из распространенных нарушений речевого развития является дизартрия, основными признаками которой является: расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.Дети с дизартрией при произнесении звуков не дифференцируют их. Особо это касается шипящих, сонорных и свистящих. Также следует отметить, что дети с дизартрией склонны заменять звуки, которые артикуляционно сложны для них, на более простые. Например, звуки «т» и «ф» заменяют шипящими или свистящими. Сложный звук «й» заменяют более простыми в произношении «л» или «р». Важно указать на такую особенность звукопроизношения у детей с дизартрией, как нестойкие замены, т. е. произнесение одного и того же звука в разных словах по-разному. Кроме того, детям с таким дефектом свойственны смешения: верное произнесение звука в изолированной позиции и замена его в слогах и словах. Е.Ф. Архипова обращает внимание на наличие ошибок «при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков» [1].Особое внимание следует обратить на недостаточность развития фонематических процессов у детей с дизартрией. В частности, речь идет о нечетком произношение звука «ы», который произносится как «ы-и». Также согласные «б», «д», «г» произносятся недостаточно звонко, происходит смещение и замещение таких звуков, как «к», «г», «х», «т», «д», «дь», «й».Поэтому, если своевременно начать комплексную логопедическую работу с такими детьми, то можно избежать многих проблем в развитии речи и своевременно подготовить ребенка к обучению в школе.На констатирующем этапе эксперимента проведены эмпирические исследование с целью выявления особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Тверь. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет) с диагнозом «дизартрия» в количестве 25 человек.На основе диагностических методик по обследованию звуковой стороны речи детей дошкольного возраста, рекомендованных Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной [3] была проведена диагностика:– обследование произношения гласных звуков: [а], [о], [и], [у], [э], [ы],– обследование произношения губно-губных взрывных согласных звуков: [п], [п,], [б], [б,],– обследование произношения переднеязычных взрывных звуков: [т], [т,], [д], [д,],– обследование произношения взрывных заднеязычных звуков: [к], [к,], [г], [г,],– обследование произношения губно-зубных фрикативных звуков: [ф], [ф,], [в], [в,],– обследование произношения переднеязычных фрикативных звуков: [с], [с,], [з], [з,], [ш], [ж], [щ],– обследование произношения заднеязычных фрикативных звуков: [х], [х,],– обследование произношения аффрикатов: [ц], [ч],– обследование произношения сонорных носовых звуков: [м], [м,], [н], [н,],– обследование произношения сонорных ротовых звуков: [л], [л,], [р], [р,], [j].Суммировав данные всех десяти диагностических заданий, получены следующие результаты. У обследуемой группы дошкольников превалировала неустойчивость и недостаточная четкость произношения обследуемых звуков, она составила 60%. Множественные дефекты в произношении звуков наблюдались у 20% детей-дизартриков. Сформированность произношения всех обследуемых звуков у детей составила лишь 20%. Таким образом, проведенная диагностика свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.Результаты констатирующего эксперимента были тщательно проанализированы логопедом и воспитателями, работающими на данных возрастных группах. В коррекционно-логопедической работе с данной группой детей был сделан акцент на дидактические игры. И это не случайно, поскольку дидактические игры являются эффективным средством коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией, они выступают главным практическим методом логопедического воздействия на ребенка. По мнению Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой, «дидактические игры – это вид активной речевой деятельности, создающей благоприятную обстановку для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений» [2]. Они имеют общее предназначение и отвечают какой-либо определенной общей цели, дающих единый педагогический эффект.На формирующем этапе экспериментальной работы была составлена и апробирована подборка дидактических игр по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, включающая три раздела: игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков, игры, направленные на коррекцию звуков [Л]-[ЛЬ], игры, направленные на коррекцию звуков [Р]-[РЬ]. В каждом разделе отдельно выделены игры подготовительного этапа, игры на формирование правильного произношения звуков, игры на закрепление правильного произношения звуков, игры на дифференциацию звуков.Общим для всех дидактических игр является их последовательное выполнение: на первом этапе логопед объясняет ребенку суть игры, на втором этапе ребенок принимает участие в игре. В зависимости от направления работы по коррекции звукопроизношения будут меняться цели и задачи дидактических игр. Подборка представляет собой систему дидактических игр, прямо или косвенно способствующих коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, проводимых поэтапно, по принципу «от простого к сложному», т.е. с постепенным усложнением.К примеру, на подготовительном этапе по коррекции произношения шипящих звуков проводится игра «Веселый язычок»: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков. На этапе формирования правильного произношения шипящих звуков проводится игра «Лес шумит»: логопед предлагает детям поднять руки вверх, изобразив деревья на ветру и пошуметь как деревья, когда на них дует ветер: «ш-ш-ш». На этапе закрепления правильного произношения шипящих звуков проводится игра «Поймай рыбку»: логопед предлагает детям вылавливать удочкой различные предметы и называть их, определяя место звука в слове.Сформированная подборка дидактических игр выстраивается на педагогических принципах:– принцип индивидуализации предполагает работу с каждым ребенком отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения материала и его способности,– принцип систематичности и последовательности предполагает коррекцию звукопроизношения в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса логопедической работы,– принцип дифференциации максимально учитывает склонности, возможности и запросы каждого ребенка или отдельных групп детей.Каждая из дидактических игр, представленных в подборке, может быть использована в любой из лексических тем в соответствии с программой. Поскольку игры проводятся поэтапно, с постепенным усложнением, одну игру необходимо постоянно реализовывать, включать в различные виды деятельности детей.Дидактические игры, представленные в подборке, достаточно многоплановые требуют проработки, более продолжительного взаимодействия для освоения тех действий, которые в них заложены, а также того содержания, опыта речевой деятельности, который имеется у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Одна дидактическая игра может быть использована в разных вариантах, в различных условиях, в различных видах деятельности детей. Чтобы отследить и зафиксировать результат, эти игры мы использовали в течение нескольких дней.Замечено, что при проведении первых игр дети отвлекались, предлагаемые игры выполняли рассеяно, работали медленно, преимущественно прибегали к помощи логопеда. Однако, впоследствии дети стали более заинтересованными, перестали отвлекаться, стали внимательно выслушивать логопеда и сосредоточено участвовать в играх, стали по-иному реагировать на затруднения или неудачи: пытались их преодолеть, возобновляли попытки выполнения игровых заданий, радовались, когда у них все получалось.Эмоциональный настрой детей на первых занятиях следует охарактеризовать как напряженный: дети были тревожны, сжимались «в комок», старались уйти от общения, с неохотой шли на контакт. Но, по мере работы удалось расположить детей к себе, заинтересовать их, они стали более раскрепощенными, с удовольствием шли на контакт, стали проявлять заинтересованность, активность, включенность в коррекционно-педагогический процесс. Интерес к игре сохранялся даже после ее окончания, в поведении детей преобладали радость, восторг.Таким образом, содержание дидактических игр по коррекции нарушений звукопроизношения обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка с диагнозом «дизартрия». Формирующий эксперимент набирает свои обороты, но уже первые результаты работы по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией видны налицо. Дети полюбили играть в эти игры, они проявляют яркие и положительные эмоции, интерес и активность на протяжении всей игры. Следовательно, показывают свою эффективность в коррекционной работе с дошкольниками.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Портнова Т.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 729 - 735. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14624 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*