'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 130

Просмотры  34 просмотров

Балгурина К.П., Клиньшанс Е.В.

  


АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В МЕЖДУНАРОДНОМ ВЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ *

  


Аннотация:
в данной статье проанализирована структура геополитических интересов Российской Федерации в арктическом направлении на современном этапе. Актуальная политическая, экономическая, экологическая повестки являются фундаментом формирования приоритетов российской политики в регионе при сотрудничестве с азиатскими и западными партнерами. Приведены результаты международных и внутрироссийских решений, влияющих на эффективность многостороннего сотрудничества России и других стран.   

Ключевые слова:
арктическая политика, национальные интересы, приарктические государства, ресурсный потенциал, арктическая стратегия   


Арктический регион представляет собой предмет внимания многих мировых держав. Это обусловлено ресурсным богатством Арктики, полезными ископаемыми. Современная экологическая повестка, развитие технологического сектора государств повысили интерес в том числе Российской Федерации к арктическим территориям. Освоение практически неисчерпаемых биологических и природных ресурсов региона приобретает с каждым годом все большее значение.Помимо того, что арктический регион выступает важным стратегическим направлением для всех приарктических государств, также и неарктические государства активно проявляют интерес к собственному присутствию в Арктике. В связи с этим, для России формируется приоритетная задача – сохранить и защитить свои интересы в арктическом регионе для будущего беспрепятственного пользования его неограниченных ресурсов.Реализация Российской Федерацией более решительной политики на арктических землях продиктовано установлением в регионе национальных интересов. Это напрямую связано с уникальным положением, геополитической важностью Арктики.Первоочередным направлением российской политики в арктическом регионе является построение «управляемого сотрудничества» с потенциальными партнерами. Во многом это отвечает целям и задачам устойчивого развития России в Арктике. Доступ к технологиям арктической работы является стратегическим интересом России, поскольку на данный момент этот сектор составляет около 70 % импорта. Промышленно-технологическая политика Российской Федерации направлена не столько на экономические выгоды от ресурсов и условий региона, сколько на координацию усилий равносильных партнеров в вопросах снижения внешнеполитических рисков [1].Кроме того, арктический регион является темой множества форумов, конференций, повесткой которых являются наиболее актуальные и важные темы: глобальное потепление и изменение климата, наземные, воздушные и морские торговые пути, полезные ископаемые, вопросы социальной безопасности, права и свободы коренных народов, туризм, научная проблематика и др.Если говорить о внутрироссийских «мероприятиях», то формирование квалифицированной рабочей силы – залог эффективной локализации высокотехнологичных производств в Арктике и, соответственно, привлечения внешних капиталовложений.Актуальное международное сотрудничество России имеет высокий уровень эффективности, поскольку решает целый комплекс геополитических вопросов:Международные институты, в которых присутствует Россия (НБР БРИКС, АБИИ) являются механизмом «западного сдерживания» в регионе, так как их деятельность акцентирована на внутрестороннем развитии,Основные стратегические позиции в регионе Россия все же не спешит разделять с внешними партнерами, даже не западными, - Китай, страны АСЕАН - но тем не менее фактор успешного экономического сотрудничества позволяет получать приток инвестиций и капиталовложений в российское присутствие в Арктике,Приоритет инфраструктурного развития региона – туризм, развитие логистических связей – фактор комплексного развития России в арктическом регионе [2].Восток представляется основной возможностью многоступенчатого развития России в Арктике, так как обеспечивает доступ к ресурсной базе региона и экономическим выгодам координационных действий при главном условии – без участия Запада.Главным партнером Российской Федерации выступает Китай. Проекты российско-китайского экономического развития укрепляют и преумножают тактический потенциал двустороннего сотрудничества. Однако до сих пор существует область нереализованных секторов сотрудничества – сельское хозяйство, рост населенных пунктов Российской Федерации. Это ставит новые задачи перед ассоциациями государств-партнеров – наращивание военной мощи, строительство и защита стратегических объектов. Решение вопросов экологической повестки «открывает двери» для дополнительных областей «зеленого сотрудничества» [3].Так, инновационным решением могла бы выступить идея о создании единого подконтрольного аппарата по контролю арктических проектов, которая бы выступала магнитом для привлечения «чистых» инвестиций в Арктику. Данная система будет эффективна для всех участников проекта, поскольку в несколько раз повышает энергоэффективность локализированных производств и снижает затраты на стороннюю экспертизу. Как уже было отмечено, именно азиатские партнеры являются наиболее рациональным выбором, поскольку обладание ресурсным, стратегическим потенциалом является фактором растущего преимущества Российской Федерации в регионе [1].Механизм экономического и политического роста России в регионе также может быть основан на принципиально новом формате сотрудничества. Создание импортных и экспортных предприятий в регионе является достаточно трудоемкой и финансово затратной задачей, однако обеспечивает торговое преимущество государства. Если говорить о многосторонних связях, то представляется наиболее выгодным союз под эгидой Российской Федерации с равносильными партнерами. Несмотря на то, что существующие экономические альянсы так или иначе распространяют свою эффективность и в арктическом регионе, строительство дополнительных внешних координаций является первоначальным элементов укрепления на территории Арктики.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Балгурина К.П., Клиньшанс Е.В. АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В МЕЖДУНАРОДНОМ ВЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 782 - 786. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14634 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14634



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.