'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 131

Просмотры  24 просмотров

Гоцуляко О.А.

  


СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ В ИДЕОЛОГИИ КНДР В ПЕРИОД РУКОВОДСТВА КИМ ИР СЕНА *

  


Аннотация:
данная статья рассматривает эволюцию северокорейской идеологии относительно семейственности – использования семейных образов, метафор и ритуалов на государственном уровне. Данный принцип во многом определяет особенности восхваления первого руководителя КНДР Ким Ир Сена, характеризует особый статус идей чучхе и обусловливает наследственную передачу власти и источник ее легитимности – родство и преемственность.   

Ключевые слова:
КНДР, идеология, чучхе, Ким Ир Сен, культ личности   


Идеология Корейской Народно-Демократической Республики, как и политическая система государства, формировалась по советскому образцу и происходит из марксистско-ленинского социализма. Изначально это стало тем фактором, что легитимировал установившийся режим и закрепил отношения между СССР и Северной Кореей. В свою очередь, именно изменения в советско-северокорейских отношениях по итогу выступили одним из ключевых оснований для трансформации северокорейской идеологии.Так, в результате начала десталинизации в СССР и наступления кризиса в советско-китайских отношениях, идеология КНДР начала свое развитие в направлении большей обособленности от советской (и китайской) идеологии. Как следствие, в 1955 году Ким Ир Сеном впервые было упомянуто «чучхе», переводимое как «опора на свои силы» или «жить по-нашему», в контексте необходимости приоритезации изучения собственной истории и соблюдения национальных традиций [1, с. 452]. Данный националистический принцип стал основой нового идеологического направления КНДР.На середину 1960-х годов пришелся значительный рост влияния идеологии «опоры на свои силы». Вместе с тем отмечается появление семейных символов и метафор в отношении правителя – «вождя», культ личности которого стремительно формировался в данный период: по отношению к Ким Ир Сену начинают использоваться обращения «родитель» (от кор. Обои) и чаще «отец» (от кор. Абоджи) [2, с. 390]. Как отмечается, подобный язык семейных отношений обращает к чувствам сыновней преданности государству, что раскрывается и в изданной в КНДР биографии Кан Бан Сок – матери Ким Ир Сена: любовь патриота страны по отношению к родителям и детям непосредственно связана с судьбой родины [2, с. 391].Таким образом, выражение семейственности в идеологии КНДР оказалось связано с характерным для конфуцианства понятием сыновней почтительности и соотносимой с ним ролью правителя, выраженной категорией верности государству [3, с. 13]. Так, под социальным идеалом конфуцианского государства понимается его семейная структура, где правитель является «Отцом людей Поднебесной», то есть представлен главой одной большой семьи [4, с. 7].На начало 1970-х годов, когда чучхе на законодательном уровне было утверждено как идеи, которыми КНДР руководствуется в своей деятельности, пришелся пик развития культа личности «Великого вождя» и «Солнца нации». Существование подобного культа само по себе выступает практическим проявлением категории сыновней почтительности как преданности государству: элементы культа подразумевают воспитание любви и преданности вождю путем изучения его высказываний и биографии в рамках образовательной программы и обязательных собраний [5, с. 315], а также путем возведения его воли в ранг абсолюта – например, через идеологическое «украшение» гор и сооружение стел с высеченными лозунгами, указаниями и высказываниями Ким Ир Сена [6, с. 28]. То же обосновывает повышенное значение идеологии чучхе как системы, представленной и сформированной именно вождем.В этот же период почитание вождя распространилось на его семью: члены семьи Ким начали канонизироваться как борцы антияпонского движения и корейской революции, в честь их заслуг начали возводить памятники и музеи, а также сочинять труды по примеру приведенной выше биографии Кан Бан Сок, которая почиталась как «мать Кореи» [2, с. 388-389]. Таким образом подчеркивается, что возможность становления Ким Ир Сена Великим Вождем, прежде всего, была обусловлена его семьей – настроенной в крайней степени патриотически и революционно.В тот же период 1970-х годов идеи чучхе начали оформляться в более систематизированное учение, обозначаться «кимирсенизмом» и представляться «великими руководящими идеями эпохи», что относится к заслугам Ким Чен Ира [7, с. 27]. В 1974 году началась его политическая карьера в качестве будущего преемника Великого вождя, в результате чего государственная политика КНДР оказалась направленной на обеспечение господства идеологии чучхе как инструмента оправдания ключевого политического решения – о наследственной передаче власти.Так, в своих первых же выступлениях в качестве официального преемника Ким Чен Ир продвигал установки по обеспечению в партии и обществе главенствующего положения идей чучхе и преданности вождю как их автора: был представлен «революционный взгляд на вождя», подразумевавший признание Ким Ир Сена «единственным центром единения и сплоченности» народных масс, следование указаниям которого должно быть безусловным [8, с. 27]. Это, в свою очередь, выступило продолжением культа личности, одной из черт которого выделяется возведение воли правителя в ранг закона, таким образом, подчеркнув категорию верности правителю.В 1980 году, по итогу шестого съезда ТПК, в уставе партии идеи чучхе были объявлены «единственным руководством к действию», вытесняя таким образом упоминания о марксизме-ленинизме. Вместе с тем продолжал формироваться революционный облик семьи Ким: государственное почитание было распространено на родную мать Ким Чен Ира: Ким Чен Сук, равно как и Кан Бан Сок, стала почитаться как «мать Кореи» [2, с. 390]. Вместе с тем и сама партия, с которой непосредственно ассоциировался Ким Чен Ир как «партийный центр», с 1980-х годов начинает называться «матерью-партией» (от кор. омонидан) [9, с. 55]. Последняя вместе вместе с «отцом-вождем» (от кор. обои-сурён) составляют основу общественно-политической жизни Северной Кореи – теории Ким Чен Ира о единстве вождя, партии и народа, заключающей в себе черты конфуцианского представления о семейной организации государства и объясняющей руководящую роль Ким Ир Сена [9, с. 71].Закономерно в 1990-х годах особого распространения получила политическая риторика о раннее приведенных конфуцианских категориях сыновней почтительности и верности правителю: Ким Чен Ир отмечал, что понятие верности включает в себя сыновнюю почтительность, при этом по отношению к вождю стоящую выше, нежели по отношению к родителям [9, с. 79-80]. Вместе с тем в 1992 году в Конституцию КНДР были внесены изменения, согласно которым идеи чучхе переставали соотноситься с марксизмом-ленинизмом как его творческое применение [7, с. 28]. Так, в руководящей идеологии Северной Кореи окончательно был закреплен курс на «самостоятельность».Также в Конституцию была введена глава по «Обороне страны», которой закреплялось выделение Государственного комитета обороны (ГКО) – тот был объявлен высшим военным руководящим органом государственной власти, председатель которого был уполномочен руководить всеми вооруженными силами КНДР. Этим было отмечено усиление роли обороны в деятельности государства, что закономерно повышало авторитет и роль Ким Чен Ира, к этому моменту ставшего верховным главнокомандующим Корейской Народной Армии и маршалом КНДР. Так была предоставлена возможность занятия преемником ключевых военных постов для обеспечения дальнейшей передачи власти, определенная Ким Ир Сеном в том же 1992 году главным итогом его жизни [7, с. 55].Таким образом, к рассматриваемому периоду семейные метафоры последовательно продолжали распространяться на всё государство: согласно Ким Чен Иру, уже в начале 1990-х годов в КНДР была создана «большая революционная семья» [10, с. 15]. Через подобные семейные образы воля вождя окончательно утвердилась безусловной, «кимирсенизм» как система идей, представленная Ким Ир Сеном и систематизированная Ким Чен Иром, сформировался как интегрирующий элемент идеологической системы Северной Кореи.Формирование культа Ким Чен Ира происходило по аналогии с культом личности его отца, в результате чего можно говорить о формировании совместного культа «Вождя и Полководца» или «Отца и Сына». Все это определило узаконивание наследственной передачи власти от Ким Ир Сена к Ким Чен Иру и определило формы легитимации режима в дальнейшем – через преемственность основателю северокорейской династии Ким.Таким образом, обращение к семейственности, главным образом, стало инструментом в установлении культа личности и в обеспечении безусловной легитимности правления Ким Ир Сена. На идеологическом уровне это было выражено в начатом курсе на установление чучхе как системы идей, автором которой и является «Великий вождь», воля которого признается неоспоримой.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гоцуляко О.А. СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ В ИДЕОЛОГИИ КНДР В ПЕРИОД РУКОВОДСТВА КИМ ИР СЕНА // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 787 - 792. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14635 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14635



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.