'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 3
  4. Научная статья № 136

Просмотры  41 просмотров

Подгорный А.С.

  


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА *

  


Аннотация:
в данной научной статье исследуется вопрос преемственности и изменений в общественно-политических ценностях российского общества. Анализируются исторические процессы, влияющие на формирование ценностей, и изучают их современное состояние и тенденции развития. Особое внимание уделяется влиянию политических изменений, экономических преобразований и социокультурных факторов на ценностные ориентации российского общества. Результаты исследования позволяют лучше понять динамику изменений в ценностях российского общества и их влияние на социально-политические процессы в стране.   

Ключевые слова:
общество, политические ценности, трансформирующееся общество, модернизация, культурная специфика россиян   


В России изучение ценностей носит систематический характер. В начале 90х годов Н. Лапин [1] изучал распространение и модернизацию 14 базовых ценностей среди россиян по материалам всероссийского исследования "Наши ценности сегодня" (1994 г.). Первое исследование было проведено в 1990 году, второе в 1994. Исследования «отделяет целая эпоха в истории России: эпоха начала социокультурной трансформации российского общества в направлении политической демократии и рыночной экономики». За короткое время российское общество ощутимо изменило набор важных общественно-политических ценностей в первые годы больших постсоветских реформ и глобальных изменений в политических и экономических условиях жизни в стране. Эти изменения стимулировали новые общественные ценности, такие как свобода предпринимательства, частная собственность и гражданские свободы. Это создало вакуум, который нужно было заполнить новыми ценностями. Так, значительно распространились ценности законности, свободы, независимости и инициативности. В тоже время снизилось распространение ценностей работы и самопожертвования. Переход к рыночной экономике сопровождался серьезным социальным кризисом. Многие люди потеряли свои рабочие места и социальные гарантии.Таким образом, начало 1990-х годов в России было временем значительных социальных и политических перемен, которые привели к изменениям в общественных ценностях, включая либерализацию, стремление к личному успеху, но также вызвали социальный кризис и разочарование у части населения.Исследование динамики ценностей индивидуализма и коллективизма, проводимое с 1990 по 1999 год показало, что в России «наблюдается отход от традиционных и коллективистских предпочтений к более индивидуалистическим». [2] К индивидуалистическим ценностным установкам по Хофстеде относится состязательность, конкуренция, заострённость индивида на независимости в принятии свои решений и совершении поступков. При этом более индивидуалистические общества также обладают и меньшей связью между людьми, от каждого ждут, что он будет заботиться о себе и своей семье самостоятельно.Таким образом, можно предположить, что важнейшим фактором изменения общественно-политических ценностей россиян стали значительные изменения в социальных институтах и идеологических установках, которые стимулировали развитие демократических и рыночных принципов. Это способствовало более активному участию людей в общественной жизни, открытости к международным контактам и стремлению к самореализации. Эти изменения привели к увеличению благосостояния населения и росту реальных доходов. Влияние этих факторов было заметно как благодаря появлению новых поколений, так и за счет накопленного опыта жизни в новых социальных условиях.Важным исследованием изменения и трансформации базовых ценностей россиян стала деятельность Европейских социальных исследований (ЕСИ). Череда исследований проводилась с 2006 по 2021 год, раз в два года, методом личного интервью по месту жительства для людей старше 15 лет. Данное исследование опирается на измерения в рамках подхода Ш. Шварца. Термин «базовые» в описании подхода Ш. Шварца указывает на то, что в рамках этого подхода фиксируются достаточно общие ценности, приложимые к широкому кругу ситуаций и в то же время достаточно полно охватывающие различные стороны жизни людей.Магун В.С. в своем мета анализе «Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006-2021» [3] приводит данные Российского социального исследования, проводимого по программе Европейского социального исследования.Общая картина 10 главных базовых ценностей россиян за 15 лет исследований претерпела значительных изменений. Так, снизились показатели значимости следующих ценностей: комфортность, достижение, власть-богатство, выросли показатели значимости благожелательности, риска-новизны и гедонизма.Автор отмечает, что «все четыре самых сильных изменения касаются индивидуалистических ценностей, при этом ценности активного индивидуализма (гедонизм и риск-новизна) стали более важными, а приверженность ценностям эгоистического индивидуализма (достижение и власть-богатство), наоборот, ослабла. Направления большинства остальных изменений согласуются с четырьмя основными: безопасность и комфортность (ценности пассивной, зависимой социальности, являющиеся антагонистами активного индивидуализма) стали за 15 лет менее важными, а ценность благожелательности (как антагонист эгоистического индивидуализма) – более важной. Исключение составляет ориентированная на общее благо ценность универсализма, значимость которой, как и ее эгоистических антагонистов, тоже снизилась».В книге «Постсоветская молодежь» [4] исследователи Левада-центра* (*включён в реестр организаций, выполняющих функции «иностранного агента») проанализировали данные своих опросов молодежи с 2002 по 2020 годы. Анализируя общественно-политические ценности россиян авторы отмечают, что выбираемые респондентами ценности – «это важнейшие дефициты их повседневной жизни».Наиболее важным ценностями, выбираемые респондентами в опросах оказались права человека, безопасность и трудоустройство, в то время как верховенство закона, индивидуальные свободы и демократия находятся внизу списка ценностных предпочтений.Авторы Левада-центра* (*включён в реестр организаций, выполняющих функции «иностранного агента») отмечают, что согласно их исследованиям, под правами человека россияне понимают «пассивные права» - право на жизнь, неприкосновенность жилища, защиту от произвола властей и др. То есть те права, которые не требуют от человека активного участия и выдвижения конкретного запроса к власти.Также, важным является и набор ценностей демократического характера. Около половины опрошенных считают, что для России демократия является наиболее подходящей политической системой. При этом, одновременно существует и вера в «сильного лидера», который будет действовать в интересах общества.Полярные общественно-политические ценности россиян, при участии в опросах, хорошо уживаются внутри одних и тех же людей.Общественно-политические ценности россиян согласно Всемирному исследованию ценностей Р. Инглхарта можно характеризовать следующим образом: Россия относится к группе православных стран Европы, и отличается относительно высоким уровнем развития секулярно-рациональных ценностей. В первую очередь это связанно с низким уровнем влияния религии на повседневную жизнь, а также широкими возможностями по созданию или не созданию семьи, и отношения к этому общества. В тоже время, Россия больше тяготеет к ценностям выживания, чем самовыражения. Это объясняется в среднем не высоким уровнем дохода, средним уровнем медицинского обслуживания, сложностью в реализации и достижении успеха, а также низкой уверенностью в завтрашнем дне. [5]В теории Инглхарта, на данный момент россияне, стараются удовлетворить свои потребности. Переход к ценностям самовыражения невозможен, пока такого насыщения не произойдет хотя бы для одного поколения. При этом, с 2017 года по 2020 ценности самовыражения сдвинулись на один балл вверх, что довольно много, и свидельствует о том, что российское общество готово к переходу на новый уровень своего развития, и предъявлять власти новый политический запрос на увеличение своих политических прав и свобод.Согласно исследованию Хофстеде общественно-политичсекие ценности россиян имеют ряд особенностей. Так, в России, согласно данной типологии, соблюдается высокая дистанция власти. Человек, наделенный властью отделен от своих подчиненных, и пользуется значительным почетом с их стороны. Относительно низкий уровень индивидуализма и маскулинности. Во многих случаях, россияне ориентируются не сколько на себя и на свои желания, а на социально принятые нормы, стараются проявлять заботу по отношению к окружающим, и не сильно показывать своё «я». Также россиянам присущ высокий уровень избегания неопределенности, и долгосрочная ориентация на развитие и стремление к прогрессивизму. Уровень допущения относительно низкий. Российское общество склонно к цинизму и пессимизму.Таким образом, российское общество, и молодежь в частности, как общественно-политическая общность в значительной мере - это люди, рожденные в 80х, начале 90х годов прошлого столетия, по конец 2000х годов нынешнего. В связи с резкими изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни страны, молодежь имеет отличающийся набор ценностей от предыдущих поколений. Опираясь на гипотезу социального лага по Инглхарту, это новое поколение понемногу занимает важные места в российском социуме. Тот набор ценностей, который присущ молодежи, должен понемногу просачиваться в общественно-политическую сферу государства. В частности, именно молодежь в последнее десятилетие стала самым заметным слоем общества, резко реагирующим на консервативную и традиционалистскую политику действующей власти. К подобным выводам приходят социологи исследующие российское общество. В условиях риска и неопределенности трудно рассчитывать на стратегическое мышление людей, на соблюдение этических норм, особенно в сфере политики. [6]Общественно-политический запрос российского общества к власти можно охарактеризовать как довольно расплывчатый, без явных признаков готовности общества к целенаправленному действию к реализации своих политических предпочтений и идеалов. Идеальное государство представляется россиянам главным образом как в европейских странах, западных демократиях. При этом важным запросом российского общества к власти является безопасность и комфортность жизни в стране, уменьшение возможностей власти по давлению, особенно силовому, на частную жизнь человека, возможность жить спокойно, без глобальных потрясений, и одновременно наличие «сильной руки» у власти. Средний россиянин выражает запрос к власти на долгие годы благополучной жизни, возможности постепенно улучшать свой уровень жизни, обзаводится материальными ценностями. При этом россияне готовы работать и достигать своих целей честным образом.«Разорванность» общественно-политических ценностей россиян, и предъявление к власти одновременно противоположных политических запросов можно охарактеризовать как сохранение табу на рационализацию прошлого и настоящего общественно-политической жизни страны.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Подгорный А.С. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 811 - 818. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14640 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14640



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.