'
Бердиев М., Аннатаганов Э.
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИХ ИЗУЧЕНИЯ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются философские взгляды Махтумкули Фраги и основные источники для их изучения. Также на основе смысла дошедших до нас стихотворений поэта проводится его философский анализ.
Ключевые слова:
поэт, литература, творчество, стихи, профессия, занятие, слова, лирика
Туркменский народный поэт, философ и великий мыслитель Махтумкули Пырагы уже около 150 лет привлекает внимание азиатских и европейских ученых. Его стихи в той или иной степени исследовали различные аспекты его личности и оценивались с разных точек зрения. Учитывая большое многообразие своих стихов, великий востоковед Бертельс уподоблял пражское ложе сказочной жемчужине Гемшид, вмещавшей в себя весь мир. Изучение внутреннего мира Махтумкули требует большой постоянной работы. Это может быть тема статьи или журналистского произведения. Однако в качестве введения и начала этой непростой задачи я намеревался в этой статье кратко раскрыть следы суфийской мысли в суфизме и стихах Прии. Мысли человека об окружающем мире и многих событиях в нем. Их первые религиозные убеждения выражены в сказках. Эти мысли и понятия впервые были зафиксированы в истории человечества шумерами на большом количестве табличек (3-е тысячелетие до н. э.). Затем в древнем Вавилоне, Греции, а затем в Александрии (Египте) оно получает дальнейшее развитие, от мысли к разуму, от фантазии к науке. «Философия» и «логика» созданы учеными как инструменты систематического и систематического рассуждения. Из-за постоянного давления со стороны духовенства официальной религии учёные-философы покинули Грецию в середине шестого века нашей эры и перебрались в Египет и продолжили там свою научную работу. Их произведения также переведены на арабский язык. Таким образом, очень богатый в будущем арабский язык станет еще и языком науки и философии. Даже сегодня практически невозможно написать произведение на эти темы на турецком или персидском языке без использования арабских слов. Эту ситуацию мы видим в стихах Махтумкули о его философских размышлениях о мире. С распространением ислама эти драгоценные произведения распространились из Египта в Восточный Туркестан и обрабатывались учеными исламского мира. Эти произведения составляют основу концепции «единства существования» (вахдети вуджуд), которая составляет ядро мировоззрения суфизма. Как мы знаем, многие народы и страны с разными религиозными верованиями и культурами подпадают под ислам. Исход войны на мечах между исламскими силами и местным населением будет известен еще несколько лет. Но духовные конфликты, начавшиеся после этого, т.е. духовные и культурные конфликты между исламской верой и древним буддизмом, манизмом, шаманизмом, зороастризмом, христианством и т.д. Результатом этого конфликта является возникновение различных сект и сект. Как уже говорилось выше, суфизм, философия Юна и ислам считаются духовным синтезом, возникшим в результате слияния древних религиозных верований. Было выдвинуто несколько теорий относительно происхождения слов «суфий» и «суфизм». Некоторые считают, что его корень происходит от греческого слова «суфия», что означает знание, в то время как другие считают, что он происходит от арабского слова «саффе», что означает «секи». Некоторые утверждают, что слово «суфий» происходит от арабского слова «соуф» — шерстяной пиджак, который носят дервиши, а другие — от слова «чистый», что означает «чистый».
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Бердиев М., Аннатаганов Э. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИХ ИЗУЧЕНИЯ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 843 - 845. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14644 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*