'
Пинчук О.А., Брицкая Ю.Е.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ОБРАЗОМ РЕБЕНКА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ *
Аннотация:
в статье исследуется степень эмоционального выгорания у родителей детей с ОВЗ, изучается образ ребенка с ОВЗ, отношение к нему у родителей с различным уровнем эмоционального выгорания и описываются взаимосвязи между признаками родительского эмоционального выгорания, спецификой детско-родительских отношений и установок в отношении болезни ребенка, исследование проведено в рамках проекта «Круг доверия 2», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.
Ключевые слова:
семья ребенка ОВЗ, образ ребенка-инвалида, эмоциональное выгорание родителя, комплексная семейная реабилитация
В современном мире всё больше семей сталкиваются с проблемой рождения ребёнка с нарушениями развития. Появление в семье ребенка с ОВЗ становится серьезным стрессом для всех членов семьи и зачастую приводит к нарушению ее функционирования. Такие дети нуждаются в особом подходе и заботе, и их родители часто испытывают тревогу и чувство вины. Образ ребёнка в таких семьях приобретает специфические черты, связанные с особенностями его развития и потребностями.По мнению В. В. Ткачевой, «разрушенные несостоявшиеся ожидания родителей по поводу рождения здорового малыша формируют у них раздражение и эмоциональную неудовлетворенность, а в дальнейшем — тревогу в отношении супружеских отношений и будущего семьи». У родителей возникают специфические личностные изменения и установки, которые способствуют формированию и закреплению дисгармоничных моделей взаимоотношений в семье и искаженного образа собственного ребенка. [4]В жизни семьи с появлением ребенка с ОВЗ часто происходят неблагоприятные изменения в различных сферах жизни, такие как уход одного из супругов, болезни, ухудшение материального положения семьи, недостаток информированность о заболевании и медицинской помощи, такие факторы губительно отражаются на выполнении семьей своих функций. Наличие ребенка-инвалида может крайне негативно влиять на отношения супругов. [5] В исследованиях В. В. Ткачевой констатируется: «Особенности внутрисемейных взаимоотношений проявляются в эмоциональной нестабильности, конфликтности, закрытости, ригидности». Могут возникать серьезные конфликты, и вследствие этого может значительно снижаться удовлетворенность качеством отношений в семье, и как следствие искажаться образ восприятия ребенка с ОВЗ, как причины данных изменений. [3]Целью данного исследования являлось установление взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и образом ребенка у родителей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Так как чем сильнее эмоциональное выгорание, тем более тревожным, конфликтным становится образ ребенка, что может привести к проблемам в детско-родительских отношениях.Основным определением эмоционального выгорания является термин, данный И.Н. Ефимовой. Она определяет эмоциональное выгорание как многомерный конструкт, включающий набор негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения матери и отца, связанных с взаимодействием между ребенком и родителем, когда родители выполняют действия по уходу за детьми, их воспитанию и развитию. На основании данной характеристики, автор предлагает модифицированный опросник «Родительское выгорание», который используется в данном исследовании. Опросник позволяет выявить специфические характеристики симптомов родительского выгорания, таких как эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция родительских достижений. [1]Эмоциональное истощение, по мнению И.Н. Ефимовой понимается как ощущение эмоционального перенапряжения, момент отсутствия заинтересованности к своим детям, окружающим людям, миру. Деперсонализация – представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к детям, их чувствам и переживаниям, сопровождающееся снижением эмпатии, потерей отзывчивости, соучастия. Редукция родительских достижений отражается в уменьшении или упрощении действий, связанных с заботой о детях, а также снижении чувства компетентности в выполнении своей родительской роли. [2]Исследование проводилось на базе ЛООО КСК «Новополье». В исследовании приняли участие родители детей с ОВЗ, проходивших комплексную реабилитацию в рамках проекта «Круг доверия-2» (реализуемого при поддержке Фонда президенстких грантов). Общий объем выборки — 26 человек. В исследовании приняли участи 25 женщин и один мужчина, возрастной диапазон родителей от 29 до 60 лет, возрастной диапазон детей от 3 до 25 лет.Для сравнительного анализа выборка была разделена на 2 группы по уровню эмоционального выгорания, в первую группу вошли лица у которых присутствовали признаки эмоционального выгорания по результатам проведения методики «Опросник родительского выгорания» И.Н. Ефимовой. Значения, относящиеся к низкому уровню выраженности признака эмоционального выгорания: шкала «Эмоциональное истощение» – от 0 до 15 баллов, «Деперсонализация» – от 0 до 5 и «Редукция родительских достижений» – 37 и больше, в первую группу вошло 14 родители чьи показатели были повышены по 2 и более признакам эмоционального выгорания. Во вторую группу было отнесено 12 родителей, результаты которых превышали низкое значение признака эмоционального выгорания не более чем по одной шкале.Также были использованы методики:«PARI» Э. Шефер, Р. БеллМодифицированная методика Н.А. Сироты и В.Д. Москвиченко «Отношение к заболеванию ребенка»Анкета «Значимые причины эмоционального выгорания у родителей детей с ОВЗ»Методика «Родительское сочинение» А. И. ТащевойВ ходе исследования были выявлены статистически значимые различия по шкале «Беспомощность» методики Н.А. Сироты и В.Д. Москвиченко «Отношение к заболеванию ребенка» свидетельствующие о том, что родители, имеющие высокий уровень эмоционального выгорания более подвержены ощущению беспомощности в связи с нарушением развития ребенка.С помощью анкеты «Значимые причины эмоционального выгорания у родителей детей с ОВЗ» были выявлены наиболее проблемные сферы у семей с детьми с ОВЗ в группах родителей с низким и высоким уровнем эмоционального выгорания . На первый план у родителей с высоким уровнем эмоционального выгорания выходят следующие проблемные сферы: «Экономические проблемы» и «Психологические проблемы». У родителей с низким уровнем эмоционального выгорания наиболее значимыми проблемными сферами являются: «Сфера получения медицинской помощи» и «Проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком».В проблемных сферах каждой группы с помощью анкеты в каждой сфере были выделены области, вызывающие наибольшие затруднения. В группе 1 такими областями являются в сфере «Экономические проблемы» - вынужденный уход родителя с работы (25%) и низкий уровень материальной помощи от государства (35%), в сфере «Психологические проблемы» - тревога за судьбу ребенка (47%) и негативное восприятие со стороны окружающих физических недостатков ребенка (33%). В группе 2 такими областями являются в сфере «Получения медицинской помощи» - получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения (38%) и об ожидаемых социальных трудностях (25%) и в сфере «Проблемы воспитания, обучения и ухода за больным ребенком» - организация досуга ребенка, способствующего компенсации нарушенных функций (25%) и формирование навыков самостоятельности (41%).Таким образом, можно сделать вывод о том, что ощущение беспомощности в экономической и психологической сфере у родителей могут являться серьезными факторами, повышающими уровень эмоционального выгорания.С помощью методики «Родительское сочинение» были выявлены наиболее выраженные аспекты образа ребенка с ОВЗ в первой и второй группе.По результатам «Открытой шкалы» наиболее важными аспектами образа ребенка у родителей с повышенным уровнем эмоционального выгорания являются ощущение высокой эмоциональной ранимости ребенка (26%) и собственные страхи и негативные переживания о будущем ребенка (26%). У группы с низким уровнем эмоционального выгорания значимыми аспектом является чувство любви и нежности родителя по отношению к ребенку (38%), что может являться фактором, снижающим уровень эмоционального выгорания.По результатам шкалы «Возможные страхи, опасения» у родителей с высоким уровнем эмоционального выгорания наиболее значимым фактором является сложности в отношениях (29%), где были собраны ответы, обозначающие страх того что ребенок останется один, не сможет социализироваться. В группе с низким уровнем эмоционального выгорания были выделены такие аспекты как сложности в самостоятельной жизни ребенка (28%) и трудности со здоровьем у ребенка (28%).По шкале «Идеальные ожидания» для обоих групп наиболее важным аспектом является овладение ребенком конкретными навыками (38%), но на втором месте у группы с низким уровнем эмоционального выгорания выделяется желание гармоничных отношений в семье (21%) и в целом отсутствие желаний по отношению к ребенку (16%), в то время как у группы с высоким уровнем эмоционального выгорания данные факторы имеют низкую значимость (2% и 5%), что говорит о том, что завышение требований к ребенку может приводить к повышению уровня эмоционального выгорания.Остальные результаты по шкалам блока «Реальный образ ребенка» не имели значительных различий, поэтому не приводятся для ознакомления.Для подтверждения предположения о том, что существует взаимосвязь между эмоциональным выгоранием родителей и образом ребенка, был также проведен корреляционный анализ между результатами методик.В ходе математико-статистической обработки данных по критерию Спирмена были выявлены следующие значимые корреляционные связи значений показателей:Возраст испытуемых – имеет слабую обратную связь со шкалой «Эмоциональное истощение» (r= -0,426; p=0,030), что говорит о том, что чем выше возраст родителя, тем меньше он склонен к эмоциональному истощению при взаимодействии со своим ребенком с ОВЗ«Оценка уровня утомления после дня проведенного с ребенком», данные из анкеты «Значимые причины эмоционального выгорания у родителей детей с ОВЗ» коррелирует со шкалами «Эмоциональное истощение» (r= -0,619; p=0,001) – сильная обратная связь и «Деперсонализация» (r= -0,486; p=0,012) – слабая обратная связь. Данные результаты говорят о том, что родители чувствующие сильное утомление при проведении дня с ребенком склонны к таким признакам эмоционального выгорания как деперсонализация и эмоциональное истощение.Шкала «Принятие» из методики Н.А. Сироты и В.Д. Москвиченко «Отношение к заболеванию ребенка» имеет сильную обратную связь со шкалой «Эмоциональное истощение» (r= -0,547; p=0,004), что говорит о том, что чем больше родитель принимает заболевание своего ребенка, тем менее он склонен к эмоциональному истощению.Шкала «Беспомощность» из методики Н.А. Сироты и В.Д. Москвиченко «Отношение к заболеванию ребенка» коррелирует со шкалами «Эмоциональное истощение» (r= 0,403; p=0,041) – слабая прямая связь, «Деперсонализация» (r= 0,429; p=0,029) – слабая прямая связь, «Редукция родительских достижений» (r= -0,461; p=0,018) – слабая обратная связь. Данные результаты говорят о том, что при выраженном чувстве беспомощность по отношению к нарушению развития у своего ребенка есть склонность к эмоциональному истощению и деперсонализации. Также при выраженной шкале беспомощности существует склонность к преувеличению своих родительских достижений.Шкала «Излишняя строгость» из методики «PARI» Э. Шефера, Р. Белла коррелирует со шкалой «Эмоциональное истощение» (r= 0,445; p=0,23) – слабая прямая связь. Данный результат говорит о том, что излишняя строгость в воспитании влияет на повышение уровня эмоционального истощения.Таким образом, в результате исследования в семьях с детьми с ОВЗ эмоциональное выгорание не так сильно зависит от образа ребенка, как от таких сфер как: получения медицинской помощи, экономические проблемы, проблемы воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, социально-профессиональные проблемы семьи, психологические проблемы.Исследование позволило установить, что склонность к эмоциональному выгоранию у родителей детей с ОВЗ наиболее связана с такими аспектами как: возраст родителя, утомление родителя при проведении времени с ребенком, принятие болезни ребенка, излишняя строгость в воспитании, беспомощность в отношении заболевания ребенка, редукция родительских достижений.В ходе анализа было выявлено, что родители, воспитывающие детей с нарушениями различной степени и возраста, испытывают трудности в восприятии образа своего ребенка с нарушениями развития, которые требуют пристального внимания и помощи специалистов.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Пинчук О.А., Брицкая Ю.Е. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ОБРАЗОМ РЕБЕНКА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 978 - 986. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14664 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*