'
Караев Э.Т.
ПРИНЦИП «НЕДЕЯНИЯ» В ТРАКТОВКЕ ЧЖУАН-ЦЗЫ *
Аннотация:
данная статья посвящена анализу важнейшей даоской категории «у-вэй» («недеяние») в понимании одного из виднейших идеологов даосизма Чжуан-цзы. Это понятие в трактовке древнекитайского мыслителя отнюдь не означает «ничегонеделание». Недеяние – не делать ничего лишнего, только то, что необходимо сделать в данный момент. Недеяние – спонтанная активность, носящая естественный самопроизвольный характер, которому чуждо наличие каких-либо планов.
Ключевые слова:
даосизм, Чжуан-цзы, у-вэй, недеяние, китайская философия, духовная культура Китая, мировоззрение
DOI 10.24412/2712-8849-2024-574-1001-1006
Принцип «недеяния» («у-вэй») является одной из главных в даосизме, к примеру, в «Чжуан-цзы» он упоминается 56 раз. Чжуан-цзы считал, что, практикуя «недеяние», дао позволяет осуществиться естественности, спонтанности:«Не навязывая никому своей воли, он (Дао) не предпринимает действий, и благодаря этому Недеянию в мире не остаётся ничего сделанного [...] Высшее счастье – это сама жизнь, и только Недеяние позволяет достичь его [...] Когда Недеяние Неба пребывает в согласии с Недеянием Земли, свершаются превращения всех вещей [...] Все сущее в своем великом изобилии произрастает из Недеяния» [8, с. 229].Даос, понимая изменчивость и двойственность мира, сам претерпевает многообразные изменения, ибо «человек схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома» [6, с. 111].В седьмой главе «Чжуан-цзы» упоминается притча, повествующая о мудреце Ху-цзы, который перевоплощался в различные образы, мог уподобиться Земле, Небу, Великой Пустоте и в итоге показал свой изначальный образ. Данная притча приведена в доказательство того, что познание превращений позволяет мудрецу сочетать активность с бездействием, и это происходит в четыре этапа – через бездействие, действие, баланс действия и бездействия и через достижение бездействия в действии.«Будучи пустыми, они покойны, в покое они движутся, в движение обретают непреходящие» [8, с. 138].Даосский мудрец, избавившись от беспорядочных мыслей и образов, достигает спокойствия, но не уподобившегося застоявшейся воде, а того, что в статическом состоянии сохраняет динамический порыв.Необходимо отметить, что существуют некоторые различия в понимании «недеяния» у даосов. У Лао-цзы оно означает следование природе Дао и отказ от применения силы. Чжуан-цзы же делает акцент на невмешательство в дела мира. В целом период создания «Чжуан-цзы» представляет собой новый период в даосизме. Обнаруживается на данном этапе ярко выраженная оппозиция конфуцианству, усиливается индифферентность к мирским ценностям, провозглашается идеал индивидуальной свободы, угасает интерес к тематике о мудром правителе, хотя справедливости ради стоит заметить, что все же не обошелся Чжуан-цзы в своем главном труде без сентенций о справедливом властителе. Совершенномудрый уже не столь сильно интересуется управленческими функциями и не предлагает свои услуги правителям. Идеал Чжуан-цзы – уход от всего личного, конечная же цель любого человека – слияние с «бесформенным» «дао». В этом смысле призывы Чжуан-цзы предельно однозначны:«Пусть дух твой сольется с бесформенным. Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного. Вот тогда в Поднебесной наступит порядок» [1, с. 92].Главное – не противодействовать естественному ходу событий, не нарушать естественный порядок вещей, то есть придерживаться принципа «недеяния» («у-вэй»). С понятием «недеяние» тесно связано понятие «самоестественность», образцом которого является само «дао». По мнению Е. А. Торчинова, «самоестественность» – другая сторона «недеяния», «своеобразное выражение в традиционном Китае идеи свободы, а точнее, воли, или вольности» [5, с. 180]. Недеяние – следование природе всех вещей, самоестественность – собственной природе. В подобной самоестественности человек учится быть самим собой, полагаться на свою интуицию, доверять собственным чувствам, не тревожить сердце понапрасну. Это совершенно иной психологический тип личности, нежели у Конфуция, предстающий перед нами апологетом постоянного и рационального самоконтроля своего внутреннего мира и поступков, превознося тех, «кто занима- ется делом с осторожностью и добивается успеха тем, что заранее составляет план» [4, с. 248].Всё живое должно стремиться к единению со своей природой. Каждый должен оставаться самим собой, и справедливостью или гуманностью не стоит пытаться изменить свою природу. Избегая развлечений, излишеств, страстей и знаний, живя в простоте и естественности, человек становится ближе к природе. Истинная мудрость жизни – в простоте, в то время как то, что именуется мудростью, нередко приводит к злоупотреблению, воровству и смуте. И поэтому нет ничего хуже, нежели пытаться наводить порядок в Поднебесной, используя систему поощрений и наказаний. По мнению Чжуан-цзы, этот путь ведет лишь к разобщенности людей, а кажущийся на первый взгляд подобный порядок на самом же деле есть беспорядок.Обратившись к себе, человек способен выработать определенную технику взаимодействия с окружающим его миром, людьми и природой. Но при этом он не должен вторгаться в природу, нарушая ее законы, а лишь следовать ей, отождествляя себя с ней. Можно странствовать по миру в поисках совершенства в вещах, но Чжуан-цзы считает, что не надо никуда далеко ходить, лучше заглянуть в себя. «Найти удовольствие в себе самом – вот высшее в странствованиях. А искать совершенство в вещах – нечто второстепенное» [2, с. 133].Человек, одолеваемый страстями, вступая во взаимодействие любого характера, постоянно стремится получить из этого личную выгоду. Человек меняется кардинально, внутреннее достигая единения с «дао». Такой человек недвижим злыми помыслами, он не способен на безнравственные поступки – и в моральной проповеди он тоже не нуждается. Чем усерднее человек занимается самосовершенствованием, тем больше вероятность приблизиться к «дао». Человеческая натура, по мнению Чжуан-цзы, критически воспринимает волевые указания, намного лучше воспринимает покой и тишину, и благодаря покою все становится на свое место. Но одного покоя недостаточно. Познать «дао» – это значит путём глубоких размышлений вникнуть в его суть и, действуя, претворять его в жизнь. «Пустота», «сосредоточенность» и «покой» приводят человека к великой ясности и мудрости. Чжуан-цзы одним из первых соединявший в своих сочинениях основные идеи даосизма, под «пустотой» понимает такое состояние разума, когда отсутствуют всякие ограничения, когда «душевное состояние человека требует спокойствия и тишины», когда «без волнения и суетливости, сама собой приходит гармония» [3, с. 185].Поиск «дао» – поиск метода, который необходим для существования в этом сложном мире. Претворение «дао» – универсальная практика, имеющая параллели во всех частях его тела. Тело представляется вроде некого сгустка жизненной энергии мирового дыхания «ци». Человеческое тело, по убеждению Чжуан-цзы и всех даосов, – это прообраз «дао». Тело и душа существуют в зависимости друг от друга, одного не может быть без другого, хвори, одолевшие одного члена сообщества, переносятся на состояние другого. Неслучайно даосы были убеждены в том, что судьба каждого человека зависит от него самого, а не от Неба. Отсюда своеобразные практические методики. Реализация естественного начала для даосов означала не потакание страстям и желаниям, а овладение особой дисциплиной души и тела. В человеке необходимо пробуждать это естественное начало, но не догмами, не нравоучениями, а посредством практики раскрытия своей природы, своей естественности, ибо, как говорил Чжуан-цзы, «нельзя рассуждать об истине прежде, чем появится ясное понимание её природы». Раскрытие собственного естества представляло собой использование практики специальной психотехники, особое искусство психофизической саморегуляции. Данную психотехнику в исследовательской литературе нередко именуют «даосской йогой». Е.А. Турчинов, к примеру, считает, что суть даосизма в общем заключается не в философских текстах, а в текстах, дающих описание даосских искусств и практических методов [7, с. 10].Главная задача даосской практики психической саморегуляции заключается не в подчинении своему биологическому началу, а в раскрытии заложенного в себе начала космического. Но необходимо устранить все препятствия для естественного самопроявления психофизиологических процессов, начиная с микроскопического уровня, что в итоге позволит человеку стать равноправным членом космической триады «Небо – Земля – Человек».
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Караев Э.Т. ПРИНЦИП «НЕДЕЯНИЯ» В ТРАКТОВКЕ ЧЖУАН-ЦЗЫ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 1001 - 1006. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14668 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*