'
Полухин В.А., Павлова О.А.
МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ: БАЛАНС МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы модернизации управления культурой в российских учреждениях культуры, подчеркивается необходимость баланса между инновациями и традициями для сохранения культурной идентичности. Утверждается, что внедрение инновационных технологий необходимо для сохранения национальных традиций, продвижения отечественной культурной продукции и удовлетворения интересов современной аудитории.
Ключевые слова:
научно-техническая революция, глобализация, модернизация, культурная принадлежность, национальная идентичность, инновации, традиции, цифровые технологии, цифровизация, импортозамещение, отечественная культура, культурная идентичность, информационный век
Научно-техническая революция и глобализация значительно ускорили формирование современных потребностей людей, бросив вызов привычной модели формирования спроса и предложения на рынке товаров и услуг. В настоящее время трудно однозначно определить, формируется ли потребность в модернизации деятельности и управленческих процессов учреждений культуры самим фактом расширения научно-технических и технологических возможностей или же общее развитие этих возможностей диктует потребность в модернизации деятельности учреждения для наиболее оптимального взаимодействия с современной аудиторией и соответствия учреждений современным требованиям.Большинство действующих на территории России государственных учреждений культуры зачастую не в состоянии оперативно удовлетворять интересы современного общества. Поэтому их руководителям необходимо постоянно мониторить актуальные культурно-досуговые тенденции и быть готовыми принимать модернизационные и инновационные решения, отвечающие данным тенденциям.Оглядываясь на стрессовые социально-экономические события в стране последних 2-3 лет можно предположить, что развитие культурно-досуговых учреждений, повышение внимания к ним молодежи, применение и внедрение современных технологий практике в социально-культурной деятельности является необходимостью в первую очередь для освещения культурной принадлежности народов, актуализации национальной самобытности и творческого начала в культурной деятельности граждан.Следует понимать, что в управлении культурой необходимо научиться соблюдению баланса инновации и традиции [1]. Традиция сохранения ценностей и проверенных временем организационных форм необходима для сохранения «лица культуры» ? например, традиционная организация имеет огромное значение для классического, не нового искусства. Вмешательство в такую тонкую организацию, как культурная традиция, может привести к неприятию со стороны людей, представляющих ее своим творчеством.21-й век – это время стремительных перемен и развития новых технологий, пронизывающих важнейшие сферы жизнедеятельности человека, и социокультурная сфера не является исключением. Тот факт, что в развитии науки и техники происходит значительный прорыв, превышающий потенциал современного искусства и художественной деятельности, влияет на эти процессы как стимулирующее и преобразующее обстоятельство заметно положительного характера. С каждым днем становится все более очевидным, что технологии принимаются и используются людьми с огромный желанием и интересом. Другими словами, в обществе происходит смена векторов развития и парадигм мышления: от искусства, которое постигает технологии, до цифровых технологий, которые повышают ценность современного искусства. В связи с этим, инновационные технологии стали неотъемлемой частью существования современных людей. С 2020 года процесс цифровизации начал активную фазу внедрения в сферу культуры, стимулируя развитие новейших жанров искусства, например, таких как крипто-арт. Яркое тому подтверждение – стремительный рост популярности технологии NFT – метода цифровой сертификации, активно применяемый в сфере искусства, который обеспечивает подлинность объекта культуры. [2]Общие социально-экономические изменения в России, произошедшие за последнее десятилетие, особенно сильно отразились на сфере культуры. Свобода выражения и невмешательство государственных органов в созидательные и культуротворческие процессы, децентрализация управления, разнообразие организационных, экономических и правовых форм поддержки творческой деятельности граждан, независимость учреждений культуры и иные предпосылки стремительного развития национальной культуры, с одной стороны, и с другой – активная реализация программ «импортозамещения», направленных на поддержку отечественного производства и культуры. Министерство культуры играет ключевую роль в этом процессе, разрабатывая и внедряя меры, способствующие сохранению и развитию национальных традиций, а также стимулированию производства собственных культурных продуктов.Учитывая все вышеперечисленные аспекты, с уверенностью можно сказать, что разработка модернизационных стратегий культурно-досуговых учреждений, а также внедрение и применение инновационных технологий в социально-культурной деятельности является неоспоримой необходимостью и рациональным, стратегически верным решением, как для сохранения культурной идентичности народов, проживающих на территории страны, так и для популяризации и развития отечественной современной культуры [3].Таким образом, модернизационные процессы в эпоху информации формируются на основании государственной культурной политики и общей социально-культурной обстановкой в стране, а также они должны отвечать функциональным требованиям специфики учреждения культуры, на базе которого будут применяться и соответствовать интересам основной целевой аудитории данного учреждения [4].Современные формы, методы и средства социокультурной деятельности несут на себе печать постиндустриальной эпохи – эпохи информационного господства, высокоразвитого коммуникационного пространства, которое изменяет все структуры общества и вносит существенные изменения в социокультурную деятельность.Модернизация форм, видов, методов, средств и технологий социокультурной деятельности обусловлена изменением социальной структуры общества, увеличением свободного времени, развитием частной собственности, ростом широкой сети коммерческих компаний, фирм, корпораций, ростом коммерческих социокультурных услуг.На данный момент в решении проблем организации социокультурной деятельности преобладает коммерческий подход. Такой подход позволяет расширить и сделать более разнообразными формы, методы и средства социокультурной деятельности. Кроме того, доля государственных учреждений культуры снижается, а доля негосударственных, частных и коммерческих центров быстро растет. Методы, используемые руководителями коммерческих учреждений культуры, часто отличаются от средств социокультурной деятельности бюджетных учреждений. Некоторые из этих нововведений основаны на американском и европейском опыте анимации и реабилитации личности и не соответствуют определению традиционных духовно-нравственных ценностей гражданина РФ.Среди современных средств социокультурной деятельности первое, что нужно назвать, — это новейшие вычислительно-технические средства. Электронные и цифровые технологии позволяют синтезировать практически все традиционные виды информации на одном носителе и в единой технологии: нейросетевые языковые модели, текст, фото- и видеоизображения, цвета, звук, анимацию. Это открывает новые возможности для хранения артефактов, передачи и тиражирования информации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д. На этой основе возникают новые формы потребления услуг и возможности их предоставления в учреждениях культуры. Существуют также новые виды творчества – видео-арт, медиа-искусство, медиадизайн. Не только искусство и произведения искусства приобретают совершенно новые значения, но и само авторство, выставка и опыт.Формы, методы и средства социокультурной деятельности как составные части технологического процесса, организованного в культурном учреждении, очень тесно взаимосвязаны и в некоторых случаях могут дополнять друг друга (например, соревнования и игры). Поэтому можно сказать, что классифицировать их в этом отношении довольно сложно. Кроме того, при выборе этих компонентов для мероприятия специалист должен обязательно ориентироваться на темы, цели и задачи запланированного мероприятия, учитывать различные возрастные, образовательные, трудовые и психологические особенности аудитории.Также в организации социально-культурной деятельности современного общества преобладает подход, который часто определяет выбор методов организации деятельности учреждений культуры, но в то же время этот подход позволяет их диверсифицировать и расширять.Некоторые современные формы, методы и средства социокультурной деятельности взяты из европейского и американского опыта социокультурной анимации и реабилитации личности, обусловленного растущими тенденциями глобализации, в том числе в культурной среде. Это позволяет нам решить некоторые проблемы международного противостояния, религиозной нетерпимости, но в то же время приводит к падению общей культуры населения.Примечательно также, что на основе современных информационно-технических технологий, используемых в учреждениях культуры как средств социально-культурной деятельности, создаются новые формы потребления и предоставления социальных и культурных услуг. Однако есть и новые проблемы, которые гораздо сложнее решить в современных условиях. К этим проблемам относятся, прежде всего, проблемы авторского права, на которые почти всегда не обращают внимания.Мультимедийные возможности современных компьютерных миров предоставляют инновационное экспериментальное пространство для действий как создателя, так и зрителя. Для первого они открывают инновационные формы искусства и творчества, а для второго - возможность получения нового типа информации в режиме реального времени. Структура многих таких проектов формирует новую форму информационной организации - форму базы данных, с помощью которой потребитель интерактивно взаимодействует с работой или другими пользователями через специальные интерфейсы. Многие инновационные технологии открывают возможность сделать социально-культурную сферу более мобильной, то есть перенести ее во всемирную паутину, что делает культурные и развлекательные объекты более доступными для многих людей.Современная культура стремительно наследует новаторские идеи постмодернизма и рефлексирует о причинах его кризиса, которые приводят к поиску новых способов включения человека в мир культуры, тем самым акцентируя вопрос перспектив развития гуманизма в современной культуре. Другими словами, духовные итоги постмодернизма оказываются парадоксальными для понимания с одной стороны, потому что стимулируют обострение чувства свободы, с другой – воздействуют на самоотрицание собственной свободы.Комфортное внедрение технологических новшеств в деятельность культурно-досугового учреждения зависит от особенностей системы управленческих решений, их гибкости и готовности к форс-мажорным обстоятельствам в случае неудачи. Для должного оправдания затраченных на технологическую модернизацию сил важно уделить внимание управленческой стороне деятельности менеджера КДУ и разработать систему внедрения управленческих новшеств, направленных на страхование рисков, с которыми может столкнуться модернизируемое учреждение, находясь в довольно уязвимом состоянии в период данной модернизации.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Полухин В.А., Павлова О.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ: БАЛАНС МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 1639 - 1646. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14766 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*