'
Шкарупелов М. М., Павлова О.А.
ВЛИЯНИЕ САУНД-ДИЗАЙНА И ПСИХОАКУСТИКИ НА ВОСПРИЯТИЕ АУДИТОРИЕЙ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ *
Аннотация:
звуковое оформление является значимым элементом любого событийного мероприятия, оказывающим существенное влияние на восприятие и вовлечённость аудитории в процесс. В данной статье анализируются психологические аспекты восприятия звука с точки зрения аудитории событийного мероприятия, исследуются инструменты и технологии саунд-дизайна в проектировании мероприятия, рассматриваются новые тенденции, а также обсуждаются перспективы развития звукорежиссуры в ивент-индустрии.
Ключевые слова:
технологии саунд-дизайна, психоакустика, слух, звук, звукорежиссура, психоакустика, сенсорное восприятие, звуковое оформление, аудиотехника, эмоциональный опыт, AI-музыка
Звук – это сложное явление, которое можно определить и понять с разных точек зрения. С точки зрения здравого смысла, звук – это то, что мы воспринимаем на слух, а с научной точки зрения звук – это упругая волна, распространяющаяся через твердую, жидкую и газообразную среды, и характеризующаяся частотой, длиной волны и амплитудой.В повседневной жизни звук играет важнейшую роль, выполняя функции основного средства вербальной коммуникации и эмоционального выражения в обществе. Он также является инструментом сенсорного восприятия окружающей среды, позволяя нам интерпретировать мир вокруг нас наиболее полноценно и ярко.В индустрии мероприятий звук играет ключевую роль в создании положительного впечатления у аудитории как во время мероприятия, так и в рефлексивном формате после него. Правильно спроектированное звуковое оформление событийного мероприятия выходит за рамки запуска простой фоновой музыки, создавая мощную интерактивную звуковую среду, которая увлекает и вовлекает публику, активно сообщаясь со всеми прочими органами чувств человека, вызывая, тем самым, у гостей яркие мультисенсорные впечатления, и делая мероприятие более запоминающимся и впечатляющим.Интеграция саунд-дизайна в план мероприятия на этапе его проектирования способна значительно повысить вовлеченность, лояльность и эмоциональный отклик аудитории. А хорошо спроектированный звуковой сценарий мероприятия может значительно усилить эмоциональный фон события.Влияние саунд-дизайна на восприятие публикой событийного мероприятия изучает психоакустика – научная дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. Сюда входят не только аспекты звукового оформления, но и речь, музыка и другие звуковые частоты, которые проходят через уши человека.Звук начинается как физическое явление: волны давления, движущиеся в среде, обычно в воздухе. Эти волны, создаваемые вибрацией объекта, имеют такие характеристики, как частота (высота звучания), амплитуда (громкость) и характерная окраска (тембр), которые определяют их уникальное звучание. Наши уши улавливают эти звуковые волны и преобразуют их в электрические сигналы, которые наш мозг интерпретирует.Но психоакустику, как науку, больше интересует не то, как мы слышим, а как мы слушаем. Слушание — это субъективный процесс интерпретации и осмысления звуков, которые мы слышим, и именно здесь в игру вступает «психология» звука и феномены психоакустики, среди которых: «феномен контура равной громкости», «феномен пропущенной фундаментальной», использование минорных и мажорных тональностей, «концепции слухового поведения» и т.д. [3].Психоакустические явления могут глубоко изменить наше восприятие окружающего мира. Например, два звука одинаковой громкости могут не восприниматься как одинаково громкие, если они имеют разные частоты. Это связано с феноменом «контура равной громкости», который отражает разную чувствительность нашего уха к разным частотам. Знание данного феномена поможет звукорежиссеру мероприятия сбалансировать громкость и распределение частот звуковых элементов в сценарии, чтобы все звуки воспринимались одинаково или так, как задумано звукорежиссером.Другим средством влияния звукорежиссера на опыт аудитории с помощью психоакустики и саунд-дизайна является «феномен пропущенной фундаментальной». Когда мы слышим сложный звук, например, музыкальную ноту, мы воспринимаем его высоту на уровне основной его частоты — самой низкой частоты звука. Однако если основная частота удалена и присутствуют только более высокие частоты – обертоны, мы все равно воспринимаем высоту звука так, как если бы основная частота присутствовала. Это дает представление о том, как наш мозг восполняет недостающую слуховую информацию на основе своих ожиданий. В разработке звукового сценария это явление можно использовать в процессе выбора музыки для мероприятия – обеспечение присутствия фундаментальных частот может привести к более богатым и естественным для уха слушателя звуковым впечатлениям. И наоборот, намеренное удаление таких частот может создать эффект дискомфорта или полностью изменить восприятие звука неожиданным образом.Звук оказывает существенное влияние на наши эмоции и поведение. Это, пожалуй, наиболее заметно в музыке, где минорные тональности могут вызывать печаль, а мажорные — счастье. Однако даже обычные бытовые звуки могут влиять на наше настроение. Так, шум волн может вызвать расслабление, а непрерывное капание из протекающего крана может вызвать раздражение. А использование аплодисментов или звука смеха, может вызвать у аудитории определенную эмоциональную реакцию, например, волнение или радость.К тому же, звук может влиять не только на эмоции, но и поведение аудитории. Концепция «слухового поведения» предполагает, что ритмичные звуки могут вызывать соответствующие ответные ритмы в активности мозга, влияя на наше состояние бодрости или расслабленности. Этот принцип лежит в основе бинауральных ритмов — слуховой иллюзии, активно используемой в некоторых практиках релаксации и медитации и может применяться для воздействия на поведение и настроение аудитории на протяжении всего мероприятия: будь то использование ритмичной фоновой музыки для поддержания уровня энергии во время переходов основного сценария или включение ритмичных элементов в упражнения на расслабление.Звук оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Правильная песня или звуковой эффект могут вызвать целый спектр чувств – от воодушевления и энтузиазма до спокойствия и предвкушения. Эта тесная связь с эмоциями человека делает саунд-дизайн таким сильным инструментом в ивент-менеджменте и звукорежиссуре мероприятий.Еще одним принципиально важным аспектом звукового оформления мероприятия является качество звукового оборудования. Плохое качество звука даже при наличии глубоко проработанного звукового сценария может отрицательно повлиять на впечатления аудитории, из-за чего им будет трудно четко услышать речь выступающего, музыку или звуки [4]. Поэтому звукорежиссеру и организаторам мероприятия необходимо заблаговременно убедиться, что аудиотехника качественная и правильно настроена.Саунд-дизайн как направление звукорежиссуры становится все более востребованным и прогрессивным направлением деятельности в современной ивент-индустрии, и активно обращается не только к общеизвестным феноменам психоакустики, но и к инновационным технологиям и достижениям науки.В последние годы за рубежом наблюдается рост популярности использования иммерсивных технологий саунд-дизайна на мероприятиях. Для создания таких впечатлений и полного погружения аудитории процесс звукорежиссерами, при наличии достаточного бюджета, используются технологии «Auro-3D» или трехмерного звука [4]. Целью данного приема является создание ощущения «аудиопутешествия», которое может перенести слушателя в разные локации и периоды времени, а не просто является более громкой и чистой технологией звучания. Так, трехмерный звук можно использовать для имитации тропического леса или фонового шума океана.Еще один инновационный метод саунд-дизайна – интерактивные звуковые инсталляции – они позволяет организаторам и звукорежиссерам создавать увлекательные мероприятия, побуждающие посетителей к активному участию. Используя датчики, сенсорные экраны и другие интерактивные элементы, ивент-менеджеры и звукорежиссеры могут создавать захватывающую среду, реагирующую на движения и действия посетителей [2]. Интерактивные инсталляции сегодня активно используются на таких мероприятиях, как художественные выставки, фестивали и торговые ярмарки.В обзоре инновационных средств саунд-дизайна мероприятий также важно отметить роль нейросетевых аудио-моделей. В последние годы технологии создания музыки, голоса и звуковых эффектов на основе искусственного интеллекта достигли значительных успехов. Так, например, большую популярность летом 2022 года обрела функция «Нейромузыка» на базе стримингового сервиса «ЯндексМузыка», предлагающая «бесконечные мелодии» по различным тематикам и запросам пользователей [1]. AI-музыка имеет ряд преимуществ для использования в звукорежиссуре мероприятий, среди которых создание оригинальных фоновых звуков или закадрового голоса для ивент-проектов, а также существенная экономия бюджета и времени на этапе создания [5].Таким образом, психоакустические принципы, лежащие в основе саунд-дизайна мероприятий, играют существенную роль в создании запоминающегося и эффективного слухового опыта аудитории. Саунд-дизайн мероприятия можно назвать невидимой, но мощной силой, которая сплетает этапы мероприятия в цельное запоминающееся повествование. С развитием технологий потенциал саунд-дизайна и звукового оформления в процессах осмысленного воздействия на впечатления аудитории от событий становится безграничным, таким образом, зрители могут полностью погрузиться в задуманную звукорежиссером атмосферу, что повышает их общую вовлеченность в событие и удовлетворенность.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Шкарупелов М. М., Павлова О.А. ВЛИЯНИЕ САУНД-ДИЗАЙНА И ПСИХОАКУСТИКИ НА ВОСПРИЯТИЕ АУДИТОРИЕЙ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 1647 - 1653. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14767 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*