'
Амамчян В.А.
РЭП-МУЗЫКА В РОССИИ — РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ *
Аннотация:
в статье рассмотрено понятие рэп-музыки, дано определение и сущностные характеристики понятия хип-хоп культуры, представлена краткая историческая справка возникновения хип-хоп движения. Проанализированы различия и дана характеристика творчества рэп-музыкантов России на протяжении последних трёх десятилетий.
Ключевые слова:
рэп-музыка, хип-хоп, культура, молодежь, творчество
Неоспоримым фактом является утверждение, что жанр рэп-музыки на протяжении последних двух десятков лет является одним из главных и широко используемых форматов творчества современных эстрадных исполнителей. Если брать за основу молодежную аудиторию, то здесь несомненное и абсолютное лидерство в предпочтениях играет именно рэп-музыка. Однако, вследствие того, что в последнее время творчество российских рэп-музыкантов вышло из подполья и пустило свои корни далеко за пределы андеграунда,/* современные рэп-исполнители начали восприниматься своими слушателями почти что как представители поп-культуры. Но так было далеко не всегда. Во времена, когда творчество рэп-исполнителей в России ещё только зарождалось, во времена 1990-х гг., сама идея о том, чтобы причислять себя к миру рэп-музыки, неважно, в качестве исполнителя или же поклонника данного музыкального жанра, могла вполне стоить человеку жизни, или, по меньшей мере, здоровья. Вследствие того, что рэп-музыка берёт свои корни в среде чернокожего населения США, а в России в 1990-е годы были тенденции широкого распространения формирований с ультраправыми неонацистскими взглядами, артисты и поклонники жанра рэп-музыки воспринимались ими враждебно. Стоит отметить, что далеко не всем удалось сохранить себя и свою физическую оболочку в целости и сохранности. Но те, кто пережил эти тяжелые времена борьбы за место под солнцем, сейчас имеют возможность пожинать плоды своих действий, мыслей и творческих исканий того времени. Чтобы понять феномен рэп-музыки в России, а также, проанализировать и сделать вывод, к чему же она сейчас ближе – к деградации, или же очередному витку своего развития, – стоит рассмотреть и дать определение нескольким важным вопросам: что такое рэп-музыка, каковы ее истоки и происхождение, какую взаимосвязь имеет рэп-музыка с социально-политическим положением в нашей стране. Рэп-музыка, как таковая, – это речитатив, произносимый исполнителем в стихотворной форме под музыкальный аккомпанемент [1]. Если мыслить глобально, то тогда даже звонарь во времена Ивана Грозного, читавший свои стихи под колокола, мог бы считаться исполнителем рэпа, – но не все так просто. Важнейшим фактом, требующим упоминания, является то, что рэп-музыка, в том виде, в котором ее привыкли себе представлять, является частью такого культурного движения, как хип-хоп. Хип-хоп зародился на улицах восточного побережья США, в достаточно бедных и неблагополучных районах Нью-Йорка в 1970-х годах. До 1979 года хип-хоп музыка не имела возможности широкого распространения, ее звучание для массового слушателя было невозможно, так как радио и телевидение не были заинтересованы проигрывать музыку, популярную только лишь в среде неблагополучных, малоимущих афроамериканских граждан. Стоит отметить, что хип-хоп культура включала в себя не только музыку – основу составляют 5 элементов, на которых она держится: первый элемент - рэп, или, по-другому, эмсиинг ( от англ MC - «Master of Ceremonies»), второй элемент - танец брейк-данс - «ломаный танец» (от англ. «Breakdance»), третий элемент - искусство диджеинга (от англ. «DJ», что расшифровывается как «disk jokey»), четвертый элемент - граффити, искусство уличного рисунка (от англ. «Graffiti»), и пятым элементом является знание (от англ. «Knowledge»). С середины 1980-х годов начинается более активное распространение хип-хоп культуры в Соединенных Штатах, несомненно, этому послужил тот факт, что чернокожее население непрерывно боролось за свои права, прописанные в конституции США, но беспрестанно и беспринципно не соблюдавшиеся белым населением Штатов по отношению к афроамериканцам. Особого упоминания требует движение за права чернокожего населения под названием «Черные пантеры» (от англ. «Black panthers»), активно действовавшее в США в 1960-1970-х годах. Что примечательно, одной из активисток «Черных пантер» была Афени Шакур, которую позже весь мир узнает, как мать легендарного рэп-исполнителя Тупака Шакура, немало сделавшего для рэп-музыки и для хип- хоп культуры в целом, несмотря на то что был застрелен своим оппонентом по музыкальному бизнесу в возрасте 25 лет.В 1996 году Т. Шакур в своей композиции под названием «Changes» упоминает, что американцы не готовы к тому, чтобы у них был «черный президент», но, как показала история, уже через двенадцать лет это оказалось возможным, естественно, не без помощи влияния на массы чернокожих исполнителей, представителей хип-хоп культуры. Взаимовыгодное сотрудничество представителей хип-хоп культуры с руководящими слоями американского правительства давно не является секретом и, вполне возможно, что в скором времени примеру данного сотрудничества последуют и представители российской власти, которые до конца осознают всю огромную степень влияния слова и музыки на население, особенно на подрастающую его часть. Вместо того, чтобы пытаться просто запретить распространение музыки определенных исполнителей, в текстах которых упоминаются темы и события, недозволительные для прослушивания детьми, подростками, следует приложить немало сил и направить довольно внушительные финансовые потоки в разработку системы, оказывающей поддержку рэп-музыкантам, способным на создание творчески ценных объектов музыкального искусства. В эпоху повсеместного распространения интернета, поиск и получение информации, как полезной для неокрепшего развивающегося разума молодежного населения, так и губительной для него, – стало простым и доступным. И, если в середине 1990-х годов, когда рэп-музыка только набирала обороты популярности в России, когда даже услышать песню в стиле рэп по радио или увидеть клип рэп-группы по телевидению было весьма проблематично, то с середины 2010-х годов рэп-музыка звучит повсеместно, пусть и не являясь уже частью хип-хоп культуры, а имея большую принадлежность к поп-музыке. Тем не менее, для большинства, не желающего вдаваться в подробности и тонкости отличия музыкальных стилей, любой речитатив под музыкальное сопровождение уже имеет право для того, чтобы присвоить себе возможность принадлежности к рэп-музыке. Однако, ставить на один уровень для сравнения творчество Егора Крида с ранним творчеством московской рэп-группы «Centr», затрагивавшей в текстах своих песен серьезные жизненные проблемы, через которые им приходилось проходить, так же, как и многим их слушателям, — будет не вполне корректно. Несмотря на то, что участники группы не имели достаточного количества финансирования для продвижения своего творчества, не находились под протекцией определенного музыкального лейбла или продюсерского центра, — их музыка, а главное, тексты песен, находили отклик у слушателей, благодаря искренности повествования, глубоким темам и кропотливой работе со словом.К сожалению, в современных текстах практически повсеместно поднимаются лишь темы финансового благополучия, ради приобретения которого не считается неприемлемым попрание понятий о чести и достоинстве. Не менее серьезным упущением современного рэп-творчества является факт использования ненормативной лексики в неограниченных количествах, - что не только не придает какого-либо лоска текстам, но и просто уродует его, доводя до абсурда и вызывая лишь отвращение у слушателей, способных отличить текст, где острое слово к месту, а где оно использовано от скудности знаний и неумения обращаться со словом. Ведь, нецензурная брань – жемчужина великого русского языка.Таким образом, анализируя вышеописанные факты, можно прийти к выводу, что, несмотря на появление благоприятных условий для создания и распространения своей музыки посредством многочисленных интернет-ресурсов и площадок, современные представители рэп-музыки утратили главную цель, которой служило само появление такого жанра как рэп в хип-хоп культуре, – слово утратило свою ценность.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 3
Ссылка для цитирования:
Амамчян В.А. РЭП-МУЗЫКА В РОССИИ — РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ // Вестник науки №5 (74) том 3. С. 1667 - 1671. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14770 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*