'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 1
  4. Научная статья № 21

Просмотры  113 просмотров

Гайнуллина И.А., Хисамова Э.Д.

  


КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПО СТАДИЯМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ *

  


Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию вопроса контроля качества по стадиям жизненного цикла продукции на предприятии. В статье рассматриваются основные международные стандарты ISO, которым должна отвечать продукция; исследуются основные стадии жизненного цикла продукции; рассматриваются основные требования к контролю качества продукции; приводятся примеры ведущих стран мира, чей опыт может быть полезным при совершенствовании отечественной системы контроля качества   

Ключевые слова:
международные стандарты ISO, контроль качества, стадии жизненного цикла продукции   


Постановка проблемы. Актуальным для отечественных предприятий является их стремление интегрироваться в европейские и мировые экономические отношения. Это требует освоения новых ориентиров для бизнеса, вытекающих из условий рыночной экономики. Управление качеством становится важной конкретной функцией менеджмента организаций. Одним из способов совершенствования управления качеством является сертификация требований в соответствии с международными стандартами ISO. Разработанные на наднациональном уровне и адаптированные, они признаются во всех странах мира, обобщая взгляды и опыт значительного количества специалистов в области качества. В частности, версия стандартов ISO 9001: 2000 определяет основные принципы всеобщего менеджмента качества (TQM). К этим принципам относятся: предприятие, ориентированное на потребителя; руководство управления не определяется сугубо административной деятельностью; вовлечение всего персонала; подход с позиций процесса; системный подход к управлению; непрерывное совершенствование; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками. Такие принципы переносят акцент с чисто операционной деятельности организации и позволяют органично сочетать все усилия всех работников на достижение общих целей. Получает преимущества на рынке и организация, которая имеет самые современные технологии, высокое качество продукции, низкие цены и высокие ориентиры относительно самого взыскательного потребителя. Учитывая сложность практической реализации освещенных принципов, нетрудно предположить, что такая система управления качеством потребует значительных финансовых вложений. В практике чаще западные компании переходят к так называемому процессно-ориентированного бюджетирования, которое объединяет: ABM - Activity based management АВС - activity based costing АВВ - activity based budgeting. Вместе они образуют мето- дологию обработки экономической информации и управления на основе видов деятельности - АВС-АВВ- АВМ [2]. Однако оценивать эффективность такого подхода к планированию и распределению финансовых и других ресурсов для финансирования управления качеством продукции промышленного предприятия целесообразно на основе исторического анализа. Кроме этого, требуют совершенствования научные подходы к оценке эффективности затрат на обеспечение качества продукции промышленного предприятия. Анализ последних исследований и публикаций. Интересным и полезным с точки зрения теории и практики управления качеством и оптимизации затрат на обеспечение качества продукции предприятий есть опыт Японии. Так, главным ориентиром для большинства японских предприятий становится ориентация на внедрение тотального контроля качества, который со временем превратился в систему тотального управления качеством (TQM). Сегодня можно говорить о существовании четырех этапов трансформации управления качеством от выполнения одной функции (контроль) до интеграции всех пяти функции менеджмента в управление качеством [3]: 1.Ориентирование на соответствие стандартам качества. 2.Ориентирование на соответствие целям применения. 3.Ориентирование на соответствие стоимости (ценности). 4.Ориентирвоание на соответствие «скрытым» потребностям потребителей. Как показал опыт Японии и опыт внедрения систем качества в США, каждый этап соответствует определенному уровню развития производства. Каждый этап с точки зрения стадий жизненного цикла рынка, предприятия на рынке, отрасли и т.д. позволяет выводить систему качества на новый уровень и обеспечить выгодные конкурентные позиции предприятия на рынке за счет соответствующего уровня качества продукции и услуг. Многие исследователи отмечают, что развитие предприятий обусловлено определенным алгоритмом, который является общим уже почти для всех видов предприятия. Выявление подобного алгоритма дает возможность вероятности реализовать прогнозирование наступления различных кризисных ситуаций, а также выбирать инструменты, которые позволили бы нейтрализовать их негативные последствия. Наиболее актуальным это становится также в условиях рыночной экономики, когда происходит очень активное формирование рыночных механизмов, когда разрушаются старые экономические связи, настраиваются новые отношения с контрагентами. Если рассматривать организацию в качестве экономической системы на стадии жизненного цикла, то можно вполне точно прогнозировать характеристики предприятия в целях приватизации воздействия управленческого. Так или иначе, малоизученными остаются вопросы проявления стадии жизненного цикла условия в условиях развития рыночной экономики, а также есть некоторые разногласия в толковании направлений усовершенствования управлением предприятиями по стадиям их жизненного цикла. Основная проблема в данном случае - это сложное совмещение выработанных мировой экономической мыслью подходов с традициями отечественной научной школы и сложностями развития современной экономической действительности. Постановка целей. Практика показывает, что расходы предприятий ощутимо зависят от стадии развития (жизненного цикла развития) рынка, самого предприятия,  продукта. Ведь на каждом этапе имеются определенные требования и потребности в финансировании деятельности предприятий. Целью статьи является: 1) поиск и оценка возможностей для промышленных предприятий оптимизировать затраты на обеспечение качества продукции; 2) исследование учета при оптимизации расходов исторических аспектов развития микроэкономических систем (стадии их жизненного цикла) и исторических подходов к управлению качеством. Изложение основного материала. Историческая переориентация систем качества на те или иные аспекты управления (потребителей, стоимость, цену и т.д.) обусловлена, прежде всего, историческими особенностями развития экономических систем (регионов, стран, отраслей, компаний, рынков и т.д.). Этот фактор необходимо учитывать при оценке эффективности расходов на финансирование переориентации систем качества промышленных предприятий с учетом их развития и стадий жизненного цикла. Ведь известно, что, начиная с самого низкого уровня ориентирования систем качества на стандарты и к ориентированию на скрытые потребности потребителей растут и расходы предприятий на поддержание функционирования таких систем качества. [8, с.127] Но это оправдано рыночными условиями, в которых находится предприятие, и это даст своевременную выгоду компаниям, которые активизируют определенную смену ориентиров в области качества, и остается вопросом, на который нужен немедленный ответ. В таблице 1 раскрыта суть известных подходов к управлению качеством 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гайнуллина И.А., Хисамова Э.Д. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПО СТАДИЯМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ // Вестник науки №6 (15) том 1. С. 106 - 115. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1499 (дата обращения: 11.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1499



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.