'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 1
  4. Научная статья № 44

Просмотры  142 просмотров

Бакирова М.А.

  


ИСТОРИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается процесс формирования правового регулирования медицинской деятельности по этапам истории развития государства. Развитие и совершенствование механизмов правового регулирования трансплантации органов и тканей человека и нормативно-правовая база, сформированная на сегодняшний день   

Ключевые слова:
трансплантация, медицинская деятельность, скоропостижная смерть, биологическая смерть, донор, трупный материал, судебно-медицинская экспертиза   


История нормативного регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека делится на четыре этапа развития: 1) Развитие медицины в XI-XVII вв.; 2) Закрепление в законодательстве медицинский деятельности в период правления Петра I; 3) Правовое обеспечение медицинской деятельности во времена Российской империи (XVIII в.-1917 г); 4) Регулирование оказания медицинской помощи в советский и постсоветский периоды [5:44]. Следует отметить, что история правового регулирования данной отрасли медицины определяет ее специфику, так как эта отрасль появилась относительно недавно [1: 38]. Первую в истории трансплантацию в качестве опыта провел известный английский ученый Дж. Эвелин. В 1662 г. он пересадил шпору петуха на его гребень [11:152]. Развитие же отечественной трансплантологии связано с именем В.И. Пирогова, который изложил все свои мысли в лекции «О пластических операциях вообще, о пластике носа в особенности» [10:98]. Его труды послужили основой деятельности российских ученых. Необходимо не забывать, что в начале своего пути трансплантология являлась полностью экспериментальной наукой, что обуславливает полное отсутствие нормативно-правового регулирования. Но так как трансплантология – это отрасль медицины, то правовое регулирование зависело от медицинского законодательства в целом. Значимой датой для медицины того времени стал 1857 год, тогда был создан Единый врачебный закон или Врачебный устав [15]. Он взял на себя роль кодекса медицины, который определял принципы и правовое обеспечение медицинской деятельности, ответственность врачей за ненадлежащие действия. Из-за недостаточных знаний в области медицины возникали трудности, с которыми приходилось сталкиваться специалистам того времени. В статье 1197 вышеупомянутого устава устанавливалось, что нельзя приступать к вскрытию не менее чем через двадцать четыре часа после смерти лица. Данный факт несомненно оказал негативное влияние на развитие данной области медицины, мешая эффективному забору органов. Данное правило было установлено после «оживающих» пациентов на операционных столах, поскольку тогда не было единой процедуры достоверного установления факта смерти. Следующий этап развитии трансплантологии и медицинской деятельности наступил после 1917 года, когда после событий Октябрьской революции было отменено предшествующее законодательство. Многие аспекты регулирования медицинской деятельности были нормативно закреплены лишь в 1924 году. Тогда было принято Постановление ВЦИК и СНК от 1 декабря 1924 г. «О профессиональной работе и правах медицинских работников» [16]. Данное постановление в корне изменило отношения, складывающиеся в области медицины. Впервые было нормативно закреплено информированное согласие пациента на медицинские помощь. В этом документе говорилось о необходимом согласии родителей на операции, проводимые на лицах моложе 16 лет или душевнобольных. Однако если обстоятельства угрожали жизни пациента, врач при проведении консультации с другим врачом мог провести операцию без согласия родителей или опекунов, когда разрешение не могло быть спрошено без риска опоздания и без согласия больного. Таким образом, впервые закрепилось информированное согласие пациентов на медицинское вмешательство и правовой статус медицинских работников [14]. После плодотворной работы Министерства здравоохранения, научные работы в области трансплантации в России шли успешно. Наибольший вклад внесли советские ученые, которые продвинулись в пересадке трупных тканей и органов. Такие как: В. П. Филатов, который в 1931 году впервые в мире осуществил пересадку трупной роговицы [17]; Н. М. Михельсон, который в 1935 году впервые успешно выполнил пересадку трупного хряща для пластики перегородки носа [18]; Д. А. Арапов, который осуществил пересадку трупных эндокринных желез [2:78]. В 1933 г. в Харькове профессор Ю. Ю. Вороной выполнил первую пересадку почки от человека к человеку [19]. В результате стремительного увеличения количества и качества проводимых операций, возрастала необходимость совершенствования их нормативного регулирования, а также, регулирования отношений, возникающих между медицинскими организациями, донорами и реципиентами. Благодаря этому, в 30-ые гг. появились документы, регламентирующие пересадку органов и тканей. Основой для создания данного нормативного акта послужила «Инструкция об использовании глаз умерших для операции пересадки роговицы слепым» [20]. Так как в больницах страны данная операция была очень востребована. Несмотря на это, вопрос о разрешении использования трупных тканей решался очень долго и только в 1937 году издали «Инструкция Наркомздрава СССР об использовании глаз умерших людей для операции пересадки роговицы слепым» [13:213]. Постановление и инструкция не только разрешили вопросы в области операций на роговицу глаза, но и значительно продвинули развитие проблемы взятия трупного материала и консервации тканей и органов. Несмотря на это, нормативное регулирование имело свои недостатки. В постановлении не была регламентирована констатация смерти и то, кто должен был ее констатировать, не был учрежден порядок изъятия органов. Изданные в 30-ые гг., Постановление СНК СССР и Инструкция Наркомздрава СССР стали основой для разработки последующих нормативных актов, регламентирующих трансплантации органов и тканей, например: приказ Министерства здравоохранения СССР от 10 февраля 1954 года «О пересадке трупной роговицы» [21] и приказ министра здравоохранения СССР № 88 от 15.02.1954 года «О широком внедрении в практику окулистов операций пересадки роговицы» [21], в котором устанавливалось разрешение на взятие трупных органов и тканей, в том числе и без разрешения родственников. Таким образом, в России была регламентирована презумпция согласия на трансплантацию тканей роговицы глаза на нормативном уровне. Также, регламентировались сроки забора органов и тканей донора, которые могли производиться не ранее двух часов после момента смерти, факт которой устанавливался одновременно двумя врачами в письменном виде. 14 июня 1972 г. был издан приказ министра здравоохранения № 482 «Об улучшении обеспечения лечебно-профилактических учреждений и клиник трупными тканями, костным мозгом и кровью» [21]. Согласно данному документу, трупные материалы должны были изыматься только от лиц, которые умерли вследствие самоповешения или других причин, сердечно-сосудистых заболеваний и от других причин, повлекших быструю смерть. По данному акту решение об изъятии трупных материалов принадлежало судебно-медицинскому эксперту после специального осмотра. При этом у трупа не должно быть признаков насильственной смерти и противопоказаний, выявляемых при судебно-медицинском осмотре.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бакирова М.А. ИСТОРИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ В РОССИИ // Вестник науки №6 (15) том 1. С. 237 - 242. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1522 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1522



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.