'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 1
  4. Научная статья № 110

Просмотры  83 просмотров

Фролов Д.Е., Джораева С.В.

  


К ВОПРОСУ О ВИДАХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
раскрывается понятие и сущность юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства. Обращается внимание на разновидности данной ответственности, а также проблемные аспекты, связанные с ее местом в законодательстве   

Ключевые слова:
ответственность, кандидаты, применение, избирательное законодательство, государство   


Правовое, демократическое государство гарантирует своим гражданам защиту их избирательных прав. Реализуется это путем обеспечения честности, прозрачности и законности избирательного процесса; возможностью гражданам принять в нем участие и  повлиять на исход. Для реализации избирательных прав граждан необходимо, чтобы государство использовало эффективные методы защиты, в том числе и юридическую ответственность. Ее рассматривают, как регулятор избирательных правоотношений, который позволяет поддерживать законность и справедливость существующего избирательного законодательства.  

Ответственность за нарушение избирательного законодательства в России необходима по нескольким причинам. Так нарушения избирательного законодательства могут исказить результаты выборов и подорвать доверие к избирательному процессу. Поэтому ответственность за нарушения помогает обеспечить честность и прозрачность выборов. Нарушения избирательного законодательства могут привести к ограничению прав избирателей на свободное выражение воли и выбор кандидатов. Ответственность за нарушения помогает защитить права избирателей на свободные и справедливые выборы. Строгое соблюдение избирательного законодательства способствует поддержанию законности и порядка в обществе. Когда нарушения избирательного законодательства пресекаются и наказываются, это способствует повышению доверия граждан к избирательной системе и укреплению демократических институтов.

Следовательно, юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства играет важную роль и в обеспечении демократических начал в России. Юридическая ответственность, установленная за нарушение избирательного законодательства, определяется как публично–правовое средство для обеспечения правовых интересов граждан при реализации ими своих избирательных прав.

Особенностью данной юридической ответственности является то, что она применяется в публично–правовой сфере и допускает применение представителями государства мер принуждения к нарушителю. За совершение противоправного деяния последуют ограничения имущественного или личного права гражданина.

Данный вид юридической ответственности характеризуются следующими признаками:

– устанавливается государством и предусматривает меры государственного принуждения;

– применяется при наличии правового нарушения;

– предусматривает отрицательные последствия для нарушителя;

– реализуются в установленной процессуальной форме.

На данный момент выделяется несколько разновидностей ответственности за нарушения избирательного законодательства. Так, исходя из отраслевой принадлежности, существует конституционная, уголовная и административная ответственность за такие нарушения. Эти виды ответственности различаются между собой основаниями, по субъектному составу, процессуальной формой, санкциями.

Конституционная ответственность за нарушение избирательного законодательства подразумевает применение к виновным лицам правовых санкций, таких как предупреждение; отказ от регистрации; признание референдума недействительным и тд. Однако, среди исследователей нет единого мнения в отношении сущности данной ответственности. Так конституционно–правовая ответственность до настоящего времени не получила легального признания, несмотря на то, что действующее законодательство закрепляет отдельные основания и определяет специфичные санкции за избирательные правонарушения, характерные для данного вида ответственности. Например, Центрально избирательная комиссия в своих докладах использует термин «государственно–правовая ответственность» по отношению к кандидатам и избирательным объединениям. Это обстоятельство не только негативным образом отражается на правоприменительной деятельности, но и в значительной мере препятствует дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования.

Глава 5 КоАП РФ предусматривает составы административных правонарушений за нарушение законодательства о выборах. Виновные лица несут ответственность в виде штрафа, размер которого зависит от субъекта правонарушения [2]. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление и распространение агитационных материалов с нарушениями требований. При этом, особенностью административной ответственности за нарушение законодательства о выборах является то, что данные отношения урегулированы конституционными нормами, а защищаются административными. 

УК РФ предусматривает более тяжкий вид ответственности за общественно опасные деяния, причиняющие значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов [1]. В частности, статья 142.1 УК РФ «Нарушение правил голосования или подсчета голосов на выборах» устанавливает уголовную ответственность за подделку избирательных бюллетеней, а также за иные действия, направленные на нарушение порядка голосования или подсчета голосов. В зависимости от характера совершенного преступления, лицо может быть наказано штрафом, исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы на определенный срок. Также статья 142.2 УК РФ «Фальсификация результатов голосования» предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию результатов выборов или референдума. В этом случае лицо может быть наказано теми же мерами, что и за нарушение правил голосования.

При изучении юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства большая часть исследователей склоняется к необходимости использования термина «избирательная ответственность», поскольку именно так можно описать процесс соблюдения порядка и правил (процедуры) публичного демократического формирования (избрания состава) органов государственной власти и органов местного самоуправления [3]. Однако по результатам проведенного исследования приходим к мнению, что использование термина «избирательная ответственность» представляется не совсем корректным, поскольку необходимо наличие ряда признаков: специфических оснований, санкций, субъектов и источников ответственности. При этом «избирательная ответственность» указанными признаками не обладает.  Более того, действующее законодательство об ответственности по избирательному праву характеризуется рассредоточением соответствующих правовых норм по всему массиву нормативных актов. В настоящее время не существует специальных федеральных законов, предназначенных для регулирования проблем юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах.

Таким образом, ответственность за нарушение избирательного законодательства является важным инструментом для обеспечения честности и прозрачности избирательного процесса и защиты избирательных прав граждан. Ответственность за нарушение избирательного законодательства может быть конституционной, административной и уголовной. Однако, конституционная ответственность за нарушение избирательного законодательства не определена в должной мере, что усложняет процесс ее применения. Более того, исследователи обращают внимание на то, что юридическая ответственность в сфере избирательного законодательства рассредоточена по нескольким нормативным актам, что усложняет как процесс изучения, так и процесс правоприменения. Отсутствие единого кодифицированного источника не позволяет также выделить понятие «избирательная ответственность», что благоприятно бы сказалось на данной сфере. В связи с этим приходим к необходимости создания специального кодифицированного правового акта, который занял бы центральное место в системе источников конституционно–правовой ответственности. Его разработка и принятие, а также порядок внесения необходимых изменений представляются более приемлемым вариантом по сравнению с наличием целого комплекса отдельных правовых актов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Фролов Д.Е., Джораева С.В. К ВОПРОСУ О ВИДАХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 756 - 761. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15249 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15249



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.