'
Бортникова П.В.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США, ГЕРМАНИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ *
Аннотация:
в статье рассмотрены этапы развития систем юридического образования в СНА, Германии и Китае. Даны характеристики подготовки юристов в указанных странах. Выявлены актуальные направления развития образования в исследуемых странах.
Ключевые слова:
школы права, юридическое образование, США, Китай, Германия
Юридическое образование играет важную роль в современном обществе, так как оно способствует формированию правовой культуры, обеспечивает справедливость и защищает права и свободы каждого человека.На изменение подходов к обучению по юридическим специальностям влияют такие факторы, как глобализация, стремительное развитие технологий, меняющиеся потребности общества и динамические изменения в правовых системах.Представленная статья посвящена анализу современных мировых тенденций развития высшего юридического образования в США, Германии и Китае.Высшее юридическое образование в США остается одним из престижных и динамично развивающихся сегментов высшего образования страны. Среди 36 078 выпускников юридических школ 2022 года 35 687 (98,9%) были трудоустроены в течение 10 месяцев после завершения образования. Большая часть выпускников 52% (18 771) работают в юридических фирмах. Помимо этого, 10,4% (3 756) выпускников трудоустроены в органах государственной власти, 8,4% (3 013) в общественных организациях, 1,3% (466) заняты в сфере образования [7].В Соединенных Штатах Америки юридическое образование традиционно фокусируется на методе рассмотрения дел и теоретической подготовке. Для чтения курсов, как правило, привлекаются практикующие юристы: адвокаты, судьи, представители юридических компаний. На юридических факультетах практикуют методику Сократа, когда преподаватель не читает студентам лекции, а дает им реальные дела и на их примере разбирает детали ведения судебного процесса, использования доказательств и нормативно-правовую базу [2, с. 56]. Все большее внимание уделяется обучению практическим навыкам, чтобы лучше подготовить студентов к реалиям юридической профессии. Юридические школы в США сейчас включают больше практического опыта посредством участия студентов в работе юридических клиник и прохождения стажировок [3, с. 776]. Важную роль в юридическом образовании страны играют технологии: онлайн-курсы и цифровые ресурсы становятся обычным явлением.Одной из примечательных тенденций в США является растущая интеграция междисциплинарных исследований в юридическое образование. Юридические школы признают важность понимания пересечений права и других областей, таких как бизнес, технологии и государственная политика. Этот многоаспектный подход позволяет студентам приобрести навык разрешать сложные правовые проблемы, возникающие в условиях мировой глобализации.В Германии юридическое образование исторически шло по более традиционному пути, с большим упором на теорию. Однако недавние реформы были направлены на то, чтобы сделать юридическое образование более практичным и международным. Значительное воздействие на процесс реформирования высшего образования в Германии, включая подготовку по юридическим направлениям, оказало подписание Болонского соглашения в 1999 году [6, с. 100]. После этого были внесены изменения и дополнения в Закон «Об образовании», который устанавливает общие принципы и направления организации высшего образования в стране, а также в федеральный закон «О судьях» — один из ключевых документов, регулирующих правовые основы юридического образования [4, с. 168].В настоящее время можно выделить четыре основные характеристики юридического образования в Германии:обучение разделено на два этапа. На первом этапе, который длится 4 года, студенты получают теоретические знания по выбранной специальности. Затем следует обязательная двухгодичная практическая подготовка в суде общей юрисдикции, прокуратуре, органах исполнительной власти или адвокатуре [8],каждый из этих этапов завершается государственным экзаменом,выпускники, успешно сдавшие экзамены, приобретают право называть себя асессором права или «полным юристом»,юридическое образование в Германии строго регулируется федеральным законом и законами земель. После реформы 2002 года юридические факультеты и юристы получили возможность влиять на рамки юридического образования [9, с. 92].Таким образом, недавние реформы сделали юридическое образование более практичным и международным. Юридические школы открывают больше возможностей практического обучения, таких как стажировки и юридические клиники, чтобы преодолеть разрыв между теорией и практикой.Еще одной тенденцией в Германии является растущее значение международного и сравнительного права в юридическом образовании. Глобализация увеличила потребность юристов в четком понимании правовых систем за пределами их собственной юрисдикции. Юридические школы теперь предлагают больше курсов по международному праву, поощряя студентов учиться за границей и способствуя сотрудничеству с университетами по всему миру.Рассмотрим тенденции в сфере медицинского образования в Китайской Народной Республике.Китай активно финансирует и поддерживает сферу образования в стране. Большая часть университетов Китая являются государственными, которые оснащены современным оборудованием и предлагают студентам различные программы подготовки. Многие вузы страны установили дружеские отношения с университетами других государств и предлагают пройти стажировку за рубежом, практику в международных компаниях, а также гранты на обучение в Китае [5, с. 178].В последние годы юридическое образование в Китае претерпело значительный рост и трансформацию. Традиционно юридическое образование было в первую очередь ориентировано на подготовку студентов к работе в государственных органах. Однако с экономическими реформами и усилением глобализации в Китае наблюдается спрос на юристов с более широким набором навыков.Одной из примечательных тенденций в Китае является расширение юридических школ и увеличение числа выпускников юридических факультетов [1, с. 260]. Этот рост сопровождался сдвигом в сторону более практического юридического образования. Кроме того, Китай активно развивает международное сотрудничество в области юридического образования, стремясь перенять опыт других стран и привлечь иностранных студентов.В статье были рассмотрены основные тенденции развития высшего юридического образования в США, Германии и Китае. Таким образом, можно выделить следующие направления развития образования в сфере юриспруденции в указанных выше странах:юридическое образование в Соединенных Штатах ставит перед собой цель развивать у студентов практические навыки и вовлечение их в междисциплинарные исследования,в правовых школах в США внедряются технологии в сфере искусственного интеллекта и анализа больших данных. Кроме того, пандемия COVID-19 ускорила внедрение онлайн-обучения, что может привести к гибридным моделям юридического образования в будущем,в Германии юридическое образование, вероятно, будет еще больше уделять внимание практическим аспектам, включая большее количество стажировок, юридических клиник и возможностей обучения на собственном опыте. Ожидается, что интернационализация юридического образования продолжится, а юридические школы будут способствовать сотрудничеству с университетами и учреждениями по всему миру. Повышенное внимание также может быть уделено новым областям права, таким как экологическое право и цифровое право,в Китае будет увеличиваться количество юридических школ и практических инициатив в области юридического образования. Китайское юридическое образование, вероятно, будет уделять особое внимание развитию профессиональной этики юристов и междисциплинарным знаниям. Поскольку страна укрепляет свои позиции в мировой экономике, международное сотрудничество в области юридического образования будет играть решающую роль, способствуя дальнейшей интеграции китайских юридических школ в международное юридическое сообщество.Юридическое образование в США, Германии и Китае претерпевает значительные изменения, чтобы лучше подготовить студентов к меняющейся правовой среде. Растущий акцент на практических навыках, междисциплинарных исследованиях и интернационализации отражает меняющиеся требования к юридической профессии. Вероятно, эти тенденции сохранятся, чему способствуют достижения в области технологий, глобализация и необходимость специалистам в области права решать сложные юридические проблемы. Юридическое образование в этих странах будет продолжать адаптироваться и развиваться, чтобы отвечать требованиям быстро меняющегося мира.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1
Ссылка для цитирования:
Бортникова П.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США, ГЕРМАНИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 837 - 843. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15264 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*