'
Ибрагимова А.Р., Япарова О.Г
ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ *
Аннотация:
курсовая работа посвящена теме «Взаимосвязь нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте. В работе анализируются подходы к понимаю «нравственных ценностей» и «буллинга» в трудах зарубежных и отечественных психологов. В работе приводятся результаты исследования и корреляционного анализа взаимосвязи нравственных ценностей и буллинга. Работа представляет интерес с точки зрения психологии. Работа содержит 57 листов текста, 8 таблиц, 4 приложения.
Ключевые слова:
буллинг, нравственные ценности, буллинг в школе, диагностика буллинга, младший школьный возраст
Каждый человек является личностью и достоин уважительного отношения к себе. Это уважение начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение является неотъемлемой чертой личности, оно зарождается с самого юного возраста, поэтому очень важно, чтобы дети росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. При формировании самоуважения и самооценки большую роль играет не только семья, но окружающие сверстники. Гармоничные отношения с ровесниками, наличие такой необходимой для детей референтной группы (общности сверстников, чьи ценности и суждения они разделяют и принимают) очень сильно влияют на статус ребенка в коллективе.В настоящее время все чаще учителя начальных классов сталкиваются во время работы с угрозами, насмешками, травлей, агрессией и насилием между обучающимися в детском коллективе.Поэтому исследование посвящено теме «буллинга», так как является одной из наиболее распространенных негативных проблем в современных школах, которая создает психологическую напряженность в образовательной среде, угрозы психологической безопасности, риски виктимного поведения.Объектом исследования стали нравственные ценности как этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни.Теоретико-методологической основой исследования стали: положение Н. И. Пирогова о том, что нравственные ценности это совокупность этических идеалов, следствие развития личности, положение Д. А. Леонтьева о том, что ценности – подлинно функционирующие регуляторы деятельности индивидов, воздействующие на поведение независимо от их воссоздания в сознании, не отвергающие существование не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической натуре сознательных убеждений или представлений субъекта о своих ценностях, положение Л. М. Архангельского о том, что нравственные ценности – фактор мотивации поведения человека, основа его личностного выбора и социальных поступков, положение И. С. Кона о том, что буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.В начале ХХ века проблема ценностей была перемещена в сферу конкретно-научных исследований. К числу психологов, глубоко исследовавших данный вопрос в этот период, относятся В. Франкл, Г. Олпорт, Л. Кольберг, А. Маслоу, М. Рокич, Э. Фромм и другие исследователи. Среди отечественных ученых можно выделить В. А. Ядова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, В. П. Тугаринова и других.Для выявления взаимосвязи нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте, нами были использованы следующие методики: Диагностика уровня принятия или непринятия младшими школьниками нравственных ценностей, Н. Е. Богуславской, Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, Анкета «Буллинг-структура», Е. Г. Норкиной, Методика определения уровня комфортности обучающихся «Круги» Н.Е. Щуркова.Испытуемыми в нашем исследовании были 52 ученика начальной школы, возраст 10-11 лет.Результаты по методике «Уровень принятия или непринятия младшими школьниками нравственных ценностей, Н. Е. Богуславской показал, что у школьников наименее выражен высокий уровень принятия младшими школьниками нравственных норм по сравнению со средним и высоким уровнями (10 % против 50 % и 40 % соответственно).По методике «Незаконченные предложения» Сакса-Леви анализ полученных результатов показал, что у школьников наименее выражен высокий уровень принятия младшими школьниками нравственных норм по сравнению со средним и высоким уровнями (8 % против 52 % и 40 % соответственно). Результаты по анкете «Буллинг-структура» Е. Г. Норкиной показали, что у школьников наименее выражен показатель «инициатор» (8%) и «помощник инициатора» (10%), наиболее выражен показатель «наблюдатель» (50%).Результаты по методике определения уровня комфортности обучающихся «Круги» Н.Е. Щурковой показали, что у школьников наименее выражен высокий уровень комфортности по сравнению со средним, ниже среднего и высоким уровнями (10 % против 40 %, 31 % и 19% соответственно). В эмпирической части работы, с помощью корреляционного анализа, мы выявили взаимосвязь нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте, а именно:- При выраженной роли инициатора в ситуациях буллинга уровень нравственных ценности низкий, а уровень комфортности средний и высокий, им нравится такая ситуация и условия. Тем самым, при проявлении высокой агрессивности, повышается ощущение радости, удовлетворения от общественной деятельности, но чувство сострадательности, честности, порядочности, самообладания, благородства не имеют значимости.- Чем более выражена роль помощника в ситуациях буллинга, тем ниже уровень нравственных ценностей у младших школьников и выше уровень комфортности. Тем самым, в случае если младшие школьники помогают и подражают обидчику, это снижает их нравственные ценности, а именно сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство и другие.- У защитников жертвы более высокий уровень комфортности и высокий уровень нравственных ценностей, эти дети способны проявлять чувство сострадательности, честности, порядочности, самообладания, благородства и другие, имеют авторитет среди других детей.- У жертв как правило низкий уровень комфортности и средний уровень нравственных ценностей, при роли жертвы у детей снижается способность к проявлению эмпатии, чувства сострадательности, честности, порядочности, самообладания, благородства и др. Чем более выражена роль жертвы, также тем ниже уровень нравственных ценностей младших школьников. Тем самым, в случае если младшие школьники подвержены депрессии и тревоге, то их эффективное взаимодействие со сверстниками снижается.- У наблюдателей в ситуациях буллинга, как правило, средний уровень нравственных ценностей и средний уровень комфортности. Тем самым, чем чаще младшие школьники наблюдают ситуации буллинга, тем ниже их уровень нравственных ценностей.в результате чего, наша гипотеза о том, что, существует взаимосвязь нравственных ценностей и буллинга в младшем школьном возрасте, а именно: чем выше уровень нравственных ценностей, тем меньше показатели буллинга в школе, нашла свое подтверждение.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1
Ссылка для цитирования:
Ибрагимова А.Р., Япарова О.Г ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 888 - 893. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15271 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*