'
Кулик А.А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ВНЕДРЕНИЕМ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ *
Аннотация:
с 1 сентября 2022 года вступили в действие стандарты ФГОС нового, третьего поколения. Какие внесенные новшества порадовали родителей и педагогов, а какие аспекты на сегодняшний день требуют внимания. В этой статье разберем положительные стороны и «минусы» обновленных стандартов.
Ключевые слова:
образовательные стандарты, учащиеся, вариативность, функциональная грамотность
Стандарты ФГОС, или стандарты «третьего» поколения, начали действовать с 1 сентября 2022года. Специалисты называют их «обновленными», поскольку в их основе сохранился принцип вариативности, являющийся базовым в процессе формирования учебными заведениями основных образовательных программ начального (и общего) образования [1]. Теперь содержание программ начальной школы должно формироваться как с учетом традиционного подхода, так и на основании новых требований к учебно-воспитательному процессу, и требований к образовательным мероприятиям, установленных соответствующими органами контроля. Нововведениями в ФГОС «третьего» поколения, стали: Единство воспитания и обучения, Вариативность, Патриотическое воспитание, Функциональная грамотность, Необязательность второго иностранного языка (по прежним стандартам вводился с пятого класса, поэтому нами рассмотрен не будет)[2]. Первый принцип подразумевает единство и тесное взаимодействие всех элементов системы образовательного пространства РФ: учебно-воспитательного процесса в школе, который реализуется при содействии семьи каждого учащегося и прочих институтов воспитания. Только в этом случае, учащиеся будут иметь равные возможности получения качественного основного общего образования. Принцип вариативности заключается в наделении учебных заведений полномочиями самостоятельно разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные программы. Это позволяет корректировать учебный процесс в соответствии со способностями и «уклонами» учеников. Уже с начальной школы ученик может показывать более высокую успеваемость по одним предметам, и проявлять меньший интерес к другим наукам. Вариативность позволяет выявить рациональность более углубленного изучения учеником предметов отдельного направления (распределение учеников после начальной школы на: математический, гуманитарно-экономический, универсальный классы). Патриотическое воспитание. Данный принцип теперь приобрел «очертания» в виде конкретных результатов и механизмом, посредством которых эти результаты должны быть достигнуты. Функциональная грамотность – стала новым понятием ФГОС, и состоит в способности ученика решать учебные задачи и жизненные ситуации, используя полученные предметные, метапредметные и универсальные знания и навыки. Проще сказать, обучающиеся уже с младших классов должны понимать, что изучаемые в школе предметы помогут им в будущем получить любимую и достойно оплачиваемую профессию. Системно-деятельный подход к обучению рассматривали в своих исследованиях многие отечественные психологи: Л.С. Высотский, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, Л.В. Занкова и пр. В их заключениях раскрываются основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний и навыков учащимися, формирования у них общего мировосприятия, и построения цельной структуры деятельности обучающихся [4]. Создание единого образовательного пространства, является неоспоримым плюсом «обновленных» стандартов. Раньше отдельные школьные программы могли значительно «опережать» другие (н-р, Виноградова/ школа России). Как следствие - ученик, перешедший из одной школы в другую, мог столкнуться со сложностями в освоении учебного материала из-за различия в содержании учебников и темпов выдачи нового материала. Теперь же предметные результаты будут конкретизироваться именно по годам обучения. И уже школы, выбирая учебники, должны ориентироваться на их содержание – можно ли изучив его, добиться этих установленных ФГОС результатов. Это, несомненно, огромный плюс [3]. Кроме того, большой плюс обновленных стандартов состоит в стремлении объединить учебный и воспитательный процесс. Сегодня существует мнение, что школа «учит», воспитывают дома. На самом деле, учитель (особенно в начальной школе), является для ученика неким «эталоном». Его авторитет в глазах учащихся, зачастую гораздо выше родительского. Ученик будет всегда выполнять задание «как сказал учитель». Именно поэтому, очень важно уже на этапе начальных классов прививать ученикам основные элементы воспитания, дисциплины, патриотизма. И лучше всего это донесет до ребенка учитель, а не родители, которые, в силу занятости или отсутствия необходимых знаний упускают это. Считаю, что вопросу воспитания в Российских школах необходимо уделять особое значение. Это уже хорошо, что вопрос воспитания внедряется в учебный процесс как необходимое составляющее. Уже с начальных классов закладывается фундамент личности. А все учащиеся живут в разных домашних условиях. Родителями прививаются детям разные ценности, и не всегда они благоприятные. Или вовсе, из-за постоянной занятости взрослых, дети оставляются на воспитание «интернету». Принцип вариативности также может быть рассмотрен с позиции плюсов и минусов. «Плюсы» очевидны – это возможность, опираясь на способности и запросы учеников увеличивать нагрузку по тем или иным предметам. Это помогает эффективнее задействовать штат, уже на этапе начальной школы определить «уклон» ученика в том или ином направлении (увеличить число часов математики за счет сокращения часов гуманитарных наук и пр.). Как же данный принцип может проявляться на практике: ученик может показывать относительно ровные знания по всем предметам. На этапе начальной школы это обычное дело. Процесс «сортировки» детей на классы с уклоном обычно осуществляется на этапе перехода с начальной школы в средние классы. И тут, зачастую в реальности, учитываются не способности и пожелания ученика, а мнение родителей и рекомендации учителей. Ребенок может «недопонимать» предмет, который способен понимать на «отлично» в виду субъективных факторов: личностные взаимоотношения с педагогом, неблагоприятная домашняя атмосфера (безусловно влияющая на процесс выполнения домашних заданий) и пр. Или родители жаждут того, чтобы их ребенок стал математиком, а учащийся идет на этот урок с неохотой, хоть и хорошо понимает предмет. Как следствие, иногда очень «способные» к определенному направлению ученики, могут быть направлены не в тот «уклон». Для качественной «сортировки» учеников по углубленным направлениям, необходимо разработать единое тестирование. Принцип вариативности должен реализоваться на основании реальных способностей и запросов самих учеников, а не субъективного мнения педагогов или пожеланий родителей учащихся. Выводы: Безусловно, обновленные стандарты третьего поколения (ФГОС), сделали более совершенной существующую систему начального образования в России. Новшествами стали обновленные принципы: 1.Единство воспитания и обучения, 2.Вариативность, 3.Патриотическое воспитание, 4.Функциональная грамотность, 5. Необязательность второго иностранного языка. Они направлены на воспитание в каждом ученике уже на этапе начальной школы целостной, инициативной, дисциплинированной, профессионально- и социально-ориентированной личности. Однако даже усовершенствованные стандарты требуют дальнейшего изучения специалистами, для более детальной проработки определенных аспектов.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1
Ссылка для цитирования:
Кулик А.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ВНЕДРЕНИЕМ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 914 - 919. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15275 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*