'
Меновщиков Д.А., Клименко О.Е.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА *
Аннотация:
в статье анализируется технология дифференциации физической подготовки старшеклассников на основе индивидуально-типологического подхода.
Ключевые слова:
физическая подготовка, дети, образование
Тенденции развития современной образовательной системы таковы, что учебно-воспитательный процесс насыщен учебными дисциплинами, оказывающими развивающее воздействие на умственную деятельность, при этом, несмотря на введение норм ГТО, физическому развитию и физической подготовленности детей уделяется непропорционально мало времени. Большинство школ в большей степени концентрирует внимание на физической подготовке обучающихся преимущественно во внеурочной деятельности, направленной на подготовку обучающихся к участию в спортивных школьных соревнованиях, к сдаче норм ГТО, но не на основной части образовательной программы. Недостаточно проработанным является механизм повышения физической подготовленности обучающихся на уроке физической культуры.
Идея индивидуально-типологического подхода в обучении в целом очень проста: дать учителям возможность сопоставить цели обучения с потребностями каждого отдельного школьника, чтобы достигнуть максимальной эффективности обучения. Именно применение индивидуально-типологического подхода в обучении, в т.ч. на уроках физической культуры, по мнению многих исследователей, позволит получить необходимый результат физической подготовки обучающихся, станет отправной точкой в успешном освоении ими образовательной программы.
Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждому обучающемуся в конкретике их индивидуальности, который повышает их уровень физических качеств, физического развития, также объем знаний, умений и навыков.
Индивидуально-типологический подход – это список признаков (функциональных, морфологических, психологических) обучающихся и воспитанников при выборе средств и методов физического воспитания.
Этот подход заключается в разделении учащихся на группы по типу телосложения для оптимальной дозировки нагрузки физических упражнений, варьирования совершенствования двигательных навыков и оценки физической подготовки учащихся.
Телосложение, является рядом особенностей и величин частей тела и считается ведущим критерием физического. Имеет половые, возрастные, национальные и индивидуальные особенности.
Гармоничное телосложение определяется с учетом конституциональных особенностей.
Для проведения педагогического эксперимента были подобраны тесты измерения морфологических, функциональных признаков тела, определения типа телосложения, а также тесты, определяющие уровень развития физических качеств старшеклассников.
Для оценки показателей физического развития используют нормативные таблицы и шкалы. Результаты обработки данных представлены в диаграммах.
Рис.1 Показатели физического развития обучающихся в период эксперимента.
Рис.2 Показатели физического развития обучающихся в период эксперимента.
Также в ходе исследований учащиеся были распределены по типу телосложений, данные результатов таковы:
Нами выявлено что, показатели физического развития мальчиков торакального типа выше среднего, мышечного ниже среднего и дигестальный ниже среднего. Для девочек следует следующие показатели торакального типа выше среднего, мышечного выше среднего и дигестальный ниже среднего.
Таблица 1. Результаты оценки физических качеств мальчики:
Качества |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Незачет |
Скорость |
42% |
53% |
0 |
5% |
Выносливость |
33% |
64% |
0 |
0 |
Сила |
61% |
36% |
3% |
0 |
Гибкость |
58% |
33% |
6% |
3% |
Скоростно-силовые |
64% |
25% |
3% |
8% |
Прикладные |
70% |
22% |
5% |
3% |
Таблица 4. Результаты оценки физических качеств девочки:
Качества |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Незачет |
Скорость |
39% |
47% |
7% |
7% |
Выносливость |
11% |
64% |
0 |
25% |
Сила |
71% |
11% |
11% |
7% |
Гибкость |
82% |
15% |
0 |
3% |
Скоростно-силовые |
43% |
50% |
0 |
7% |
Прикладные |
43% |
50% |
7% |
0 |
Ведущим физическим качеством для представителей мышечного типа являются силовые способности, для представителей дигестивного типа – скоростно-силовые, торакального - выносливость, что является предпосылкой для реализации различных двигательных режимов в развитии физических качеств обучающихся.
Технология дифференциации физической подготовки старшеклассников на основе индивидуально-типологического подхода включает 3 этапа:
Подготовительный этап:
Основной этап:
Дифференциация в зависимости от типа телосложения на уроке при развитии физических качеств.
Заключительный этап:
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1
Ссылка для цитирования:
Меновщиков Д.А., Клименко О.Е. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 929 - 933. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15277 (дата обращения: 16.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*