'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (75) том 1
  4. Научная статья № 138

Просмотры  63 просмотров

Меновщиков Д.А., Клименко О.Е.

  


ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА *

  


Аннотация:
в статье анализируется технология дифференциации физической подготовки старшеклассников на основе индивидуально-типологического подхода.   

Ключевые слова:
физическая подготовка, дети, образование   


Тенденции развития современной образовательной системы таковы, что учебно-воспитательный процесс насыщен учебными дисциплинами, оказывающими развивающее воздействие на умственную деятельность, при этом, несмотря на введение норм ГТО, физическому развитию и физической подготовленности детей уделяется непропорционально мало времени. Большинство школ в большей степени концентрирует внимание на физической подготовке обучающихся преимущественно во внеурочной деятельности, направленной на подготовку обучающихся к участию в спортивных школьных соревнованиях, к сдаче норм ГТО, но не на основной части образовательной программы. Недостаточно проработанным является механизм повышения физической подготовленности обучающихся на уроке физической культуры.

Идея индивидуально-типологического подхода в обучении в целом очень проста: дать учителям возможность сопоставить цели обучения с потребностями каждого отдельного школьника, чтобы достигнуть максимальной эффективности обучения. Именно применение индивидуально-типологического подхода в обучении, в т.ч. на уроках физической культуры, по мнению многих исследователей, позволит получить необходимый результат физической подготовки обучающихся, станет отправной точкой в успешном освоении ими образовательной программы.

Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждому обучающемуся в конкретике их индивидуальности, который повышает их уровень физических качеств, физического развития, также объем знаний, умений и навыков.

Индивидуально-типологический подход – это список признаков (функциональных, морфологических, психологических) обучающихся и воспитанников при выборе средств и методов физического воспитания.

Этот подход заключается в разделении учащихся на группы по типу телосложения для оптимальной дозировки нагрузки физических упражнений, варьирования совершенствования двигательных навыков и оценки физической подготовки учащихся.

Телосложение, является рядом особенностей и величин частей тела и считается ведущим критерием физического. Имеет половые, возрастные, национальные и индивидуальные особенности.

Гармоничное телосложение определяется с учетом конституциональных особенностей.

Для проведения педагогического эксперимента были подобраны тесты измерения морфологических, функциональных признаков тела, определения типа телосложения, а также тесты, определяющие уровень развития физических качеств старшеклассников.

Для оценки показателей физического развития используют нормативные таблицы и шкалы. Результаты обработки данных представлены в диаграммах.

 

Рис.1 Показатели физического развития обучающихся в период эксперимента.

 

Рис.2 Показатели физического развития обучающихся в период эксперимента.

 

Также в ходе исследований учащиеся были распределены по типу телосложений, данные результатов таковы:

Нами выявлено что, показатели физического развития мальчиков торакального типа выше среднего, мышечного ниже среднего и дигестальный ниже среднего. Для девочек следует следующие показатели торакального типа выше среднего, мышечного выше среднего и дигестальный ниже среднего.

 

Таблица 1. Результаты оценки физических качеств мальчики:

Качества

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Незачет

Скорость

42%

53%

0

5%

Выносливость

33%

64%

0

0

Сила

61%

36%

3%

0

Гибкость

58%

33%

6%

3%

Скоростно-силовые

64%

25%

3%

8%

Прикладные

70%

22%

5%

3%

 

Таблица 4. Результаты оценки физических качеств девочки:

Качества

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Незачет

Скорость

39%

47%

7%

7%

Выносливость

11%

64%

0

25%

Сила

71%

11%

11%

7%

Гибкость

82%

15%

0

3%

Скоростно-силовые

43%

50%

0

7%

Прикладные

43%

50%

7%

0

 

Ведущим физическим качеством для представителей мышечного типа являются силовые способности, для представителей дигестивного типа – скоростно-силовые, торакального - выносливость, что является предпосылкой для реализации различных двигательных режимов в развитии физических качеств обучающихся.

Технология дифференциации физической подготовки старшеклассников на основе индивидуально-типологического подхода включает 3 этапа:

Подготовительный этап:

  1. Разработка содержания. Процесс разработки содержания предполагает поиск и составления тестов для исследования.
  2. Подготовка мест проведения антропометрической пробы, подготовка материала, оборудования.

Основной этап:

Дифференциация в зависимости от типа телосложения на уроке при развитии физических качеств.

Заключительный этап:

  1. Рефлексия.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Меновщиков Д.А., Клименко О.Е. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 929 - 933. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15277 (дата обращения: 16.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/15277



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.