'
Томилова В.Е.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ *
Аннотация:
представлены результаты исследования основных психофизических особенностей современных подростков, влияющих на успешность освоения учебного предмета «Физическая культура».
Ключевые слова:
психофизические особенности, подростки, физическая культура, успешность
В современных образовательных психолого-педагогических и физиологических исследованиях акцентируется внимание на важность повышения интереса обучающихся к предмету «Физическая культура», учитывая их уникальные психофизиологические характеристики.Подростковый возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Под этим возрастом мы понимаем период между 12 и 17 годами.По мнению Л.А. Фирсова, в подростковом возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек подросткового возраста эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков [2].Физические и психологические особенности подростков разных классов требуют их учета в процессе физического развития. Например, у подростков в возрасте 15–17 лет рекомендуется развивать абсолютную силу, гибкость, скоростно-силовые возможности и выносливость общую и специальную (Н.А. Фомин, А. Гужаловский, С.В. Хрущев, Н.Я. Набатникова, Ю.Г. Крылатых и др.)Возрастно-половые особенности развития двигательных навыков. Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9–10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11–12 лет и с 14 до 17 лет, прирост мышц рук заканчивается к 15 годам. То есть подростковый возраст является наиболее подходящим возрастом для успешности освоения учебного предмета «Физическая культура».Таким образом, занятие физкультурой занимает важное место в физическом воспитании современных подростков. Морфологические и психофизиологические особенности современных подростков характеризуются тем, что в возрасте от 12 до 17 лет происходит период перестройки организма, вызывающей значительное напряжение всей костно-мышечной, сердечно-сосудистой и нервной деятельности, требующей разумного и бережного отношения взрослых к подросткам. Под воздействием масштабных социальных, технологических и экономических преобразований, произошедших в последнее время, наблюдается существенное изменение в психофизических характеристиках подростков нашей эпохи по сравнению с их ровесниками, которые жили сто или сто пятьдесят лет назад.Разнообразие условий проведения уроков физической культуры, как возможность вызывать интерес и двигательную активность учащихся. Смена условий проведения уроков положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Другая обстановка вызывает интерес и активность учащихся, что является большим достижением для учителя.Создание положительной обстановки на уроке повышает интерес и положительное отношение к урокам физической культуре и спорту. В овладении двигательным опытом эмоции играют важную роль.Для разнообразия и повышения интереса учащихся к уроку физической культуры мы предлагаем использование следующих технологий:Таблица 1. Экспериментальная технология формирования интереса подростков к урокам физической культуры для заключительной части урока.Таким образом, при правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные и спортивные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у подростков, а также повышает функциональную деятельность организма. Предложенные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Во время проведения занятия преподаватель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы. Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и устраняет излишние возбуждения.Постоянно изменяющиеся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствует развитию выносливости.Так же применение в заключительной части спортивных игр под названием: «Корнхолл», «Кроссминтон», «Флаг-футбол», «Сквош», «Спайкбол» поможет учащимся развить различные качества.
Номер журнала Вестник науки №6 (75) том 1
Ссылка для цитирования:
Томилова В.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 1025 - 1030. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15290 (дата обращения: 23.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*