'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 1
  4. Научная статья № 52

Просмотры  85 просмотров

Ляхова М.В.

  


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА, ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности взаимодействия власти и бизнеса, проблемы коррупции, анализируется положения деятельности органов власти с контрагентами, в различных областях гражданско-правового регулирования   

Ключевые слова:
власть, органы власти, бизнес-структуры, модели взаимодействия, коррупция   


Эффективность деятельности органов власти зависит от их способности взаимодействовать со своими контрагентами, основным среди которых является бизнес-сообщество. При этом бизнес, как субъект взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, представляет собой совокупность предпринимательских структур, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенном рынке с целью извлечения прибыли. Категория власти означает структуру, которая, прежде всего, наделена публичными функциями, а также обладает правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и полномочиями по контролю за их исполнением. Взаимодействие между бизнесом и властью обусловлено как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без государственной поддержки. В то же время, бизнес осуществляет свои функции на внутрикорпоративном уровне и ограниченной территории пребывания, власть – на более глобальном – государственном, национальном уровне. Существующие в настоящее время схемы взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти и местного самоуправления включают целый спектр моделей, к которым исследователи относят: идеально теоретическую модель, национальную модель, нормативную модель, реальную институциональную модель, конвенциональную модель, модель «государство порядка», «государство наказания», «государство-спасатель», конфликтную модель, симбиотическую модель, модель государственного патроната, модель доминирования, модель партнерства. На практике во взаимоотношении власти и бизнес-сообщества сформировались три относительно обособленные модели взаимодействия: «белая», «черная» и «серая». При этом под «белой» моделью понимаются такие отношения власти и бизнеса, которые характеризуют формальную практику экономических взаимоотношений, охватывающих регистрацию, лицензирование, контроль и принуждение. «Серая» модель характеризуется торгом между властью и бизнесом. «Черная» модель охватывает коррупционные взаимоотношения. Принципиальное различие между «черной» и «серой» моделями заключается в целях и наборе инструментов создания приоритетных режимов. Отношения «черной» модели созданы на индивидуальных корыстных интересах отдельного государственного или муниципального служащего, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказывается взятка, вовлечение в бизнес чиновника. Отношения «серой» модели основаны на интересе выполнения властью своих публичных функций и на взаимной заинтересованности сторон в выживании территории. Таким образом, в «серой» модели прямая коррупционная составляющая отсутствует, нормы закона не нарушаются. Чаще всего под коррупцией в узком смысле слова понимают ситуацию, когда представитель власти принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Признаками такой ситуации является то, что принятое решение нарушает закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию, обе стороны  получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются свои действия скрыть. Анализ норм Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно п.1 ст.1 которого, коррупция состоит в злоупотреблении служебным положением, даче взятки, получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе или ином незаконном использовании физическим лицом своего должностного положения против законных интересов общества и государства с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставлении такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также в совершении вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица, а также специальной литературы, позволяет выделить ряд признаков, характерных для понятия «коррупция»:  субъекты коррупции – лица, совершившие коррупционные действия, принадлежащие к государственной или муниципальной власти;  лицо, совершившее коррупционные действия, обладает правовым статусом государственного или муниципального служащего, которое уполномочено принимать юридически значимые решения, а также совершать действия, которые изменяют правовой статус третьих лиц;  наличие корыстной или иной личной заинтересованности государственного или муниципального служащего, совершающего вышеуказанные действия;  результат совершения коррупционных действий – подрыв доверия государства к указанным лицам и подрыв авторитета государства и органов государственной и муниципальной власти. Таким образом, коррупцию как девиантную форму взаимодействия бизнесструктур и органов государственной власти и местного самоуправления можно определить как совершение действий, непосредственно связанных с наличием у лица правового статуса государственного или муниципального служащего, уполномоченного принимать юридически значимые решения, в корыстных или иных личных интересах, а также в интересах другой стороны (в данном случае, бизнесструктур), что приводит к подрыву доверия государства к указанному лицу, а также  авторитета государственной и муниципальной власти.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ляхова М.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА, ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ // Вестник науки №6 (15) том 1. С. 285 - 289. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1530 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1530



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.