'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 1
  4. Научная статья № 67

Просмотры  82 просмотров

Бадис Н.З.

  


ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ САНКТ–ПЕТЕРБУРГА У А. БЛОКА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема образа Санкт – Петербурга в поэзии Блока А. Проводится подробный анализ темы. Разъясняется степень важности этого вопроса для поэта. Отмечены особенности языка. Обращается внимание на поэтический облик великого города, окутанный туманом загадок   

Ключевые слова:
Санкт-Петербург, тьма, масса, беды, надежда, поэт   


Читая и анализируя произведения А.Блока, мы можем установить традиционные связи с литературой 19 века, показав, какое отражение нашла эта тема в творчестве Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. Кроме того, сможем увидеть, в чем проявилось новаторство А.Блока. Образ города в творчестве Блока мы будем рассматривать, используя ассоциативный метод. А. Блок – истинный петербуржец, он родился и умер в этом городе, именно с ним связаны важные вехи в биографии поэта. Рассматривая развитие темы города в творчестве поэта, мы видим, как претерпевает она изменения в зависимости от пережитых впечатлений. Изучение данной темы предполагается на следующих произведениях: «В ночи, когда уснет тревога», «В тихий вечер мы встречались», «Дни свиданий, дни раздумий», «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Сытые», «Фабрика», «Незнакомка». Тема «Образ Петербурга в творчестве А.Блока» предваряет две центральные темы: тему Родины в лирике, тему историческую, а именно: судьба России в революционной переделке жизни. Поэтому в качестве перехода целесообразно рассматривать и поэму «Возмездие», так как в этом произведении находит свое продолжение тема Петербурга. С помощью вышеперечисленных произведений мы раскроем сложность позиции автора, с одной стороны – его неслиянность с судьбой масс, а с другой – причастность к судьбе России мы увидим традиции в изображении города униженных и оскорбленных, а также проявление новаторства: Петербург – город стихий, апокалипсиса. В этой любви, отравленной предчувствием разлуки, нет полноты блаженства, детской безмятежности, нет того, что, как казалось Блоку, он испытывал в Бад Наугейме. Всё, что обрёл он у озера, на аллеях парка в безмятежные дни летней свободы, то потерял на холодных улицах Петербурга, где тьма живёт дольше, чем свет. Смена, чередование этих полюсов создают особый ритм книги. Внутри больших пространств: Петербург, Шахматово, т.е. города и царства природы, проявляется конкретность: улицы, площади, храмы дома – это в Петербурге; леса, поля, вольные тропы и дороги, чистые горизонты – в Шахматове. Город у Блока – это сумерки, сомнение, отчаяние, это зима с её метелью. Мрачный ряд городских образов иногда согревается надеждой. Зима может быть с неожиданными солнечными днями, внушающими бодрость и веру. Городской пейзаж пока ещё не освоен Блоком художественно, только выборочно его отдельные приметы фиксируются поэтом. Существовали два варианта прогулок с Любовью. Один – это путь рядом с ней, а второй – за ней. Скрываясь в темноте улиц, поэт следил за возлюбленной, воображал её в окружении неведомых всесильных спутников, соперников, фантазировал, что “она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я знал”. Городские улицы воображение Блока заселяло сказочными персонажами, союзниками и врагами. В стихах Блока мы знакомимся с ними. Два старца, просветлённые мудростью бед, бредут по каменной пустыне города. Кто-то зловещий “белый” стоит на перекрёстке. Морозным утром на улицах города появляется “дева в снежном инее”. Разнообразие города, его пестрота и многолюдность воспринимаются поэтом в одном цвете. Город выглядит серой, мёртвой массой, не имеет лица, тягостно уныл. Однако он сам, как и его лирический герой, испытывает прилив жизненных сил. Драматизм городской лирики вызывался не только  напряжённостью встреч влюблённых, но и самим городом: контрастами окраин и центра, социальной несправедливостью. В лирике поэта появляются новые мотивы. На первый план выходит урбанистическая тема с рабочими, фабриками, петербургской беднотой. Здесь Блок уже не стремится познакомить читателя с внутренним состоянием своего лирического героя — теперь поэта интересуют иные темы, он ставит перед собой иные, новые задачи. Поэт отходит от юношеской романтики, его интересуют городские события, волнует то, что происходит с жителями Петербурга. Северная столица в этом сборнике предстает как город «нищих», вынужденных для того, чтобы обеспечить себе хотя бы какое-то подобие человеческого существования, «гнуть измученные спины» под неусыпным присмотром «черного кого-то». Поэт тонко чувствует беды и несчастья города, его жителей, не может закрывать на них глаза и продолжать описывать нереальные, сказочные миры, ища в них собственный покой и личное счастье. Хотя в этот период творчества Блока Петербург — это еще не реальный город, а скорее «фантасмагория», тем не менее, для него характерна тема ярких социальных контрастов. Петербург с его пошлостью, грязью, убогой обстановкой становится фоном, на котором лирическому герою являются призрачные прекрасные видения, как та Незнакомка, которая посетила его в пьяном бреду. Стихотворение «Незнакомка» наполнено подробностями городского быта; читая его, мы не только видим картины петербургской жизни, но и отчетливо слышим пьяные окрики, детский плач, женский визг, скрип уключины. Описывая улицы, закоулки, кабаки Петербурга, Блок показывает трагедию русского человека начала XX века, судеб жителей родного поэту города. Здесь все реально, а значит серо, узко, темно, тесно, душно... Поэт ведет читателя за собой «зловонными дворами» на чердак с «низким потолком». Героями Блока становятся матрос, «на борт не принятый», спившийся и в конце концов замерзший в снегу; бедная женщина — заложница железной дороги, ею же и погубленная; солдаты, наполнившие поезд.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бадис Н.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ САНКТ–ПЕТЕРБУРГА У А. БЛОКА // Вестник науки №6 (15) том 1. С. 367 - 370. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1545 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1545



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.